МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Туристический форум «VISIT ALTAI-2015» прошел в Алтайском крае

Страны СНГ и Шанхайской организации сотрудничества намерены создать единое туристическое пространство

Перспективы создания единого информационного и туристического пространства стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и СНГ обсуждали в рамках международного туристского форума VISIT ALTAI-2015. Мероприятие проходило в режиме видеоконференции с участием вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ Александра Рыбакова.

Фото: Пресс-служба администрации Алтайского края

 Кризису вопреки

Из 1,6 млн гостей, отдохнувших на Алтае в прошлом году, иностранцев было около 70 тысяч человек. По официальным данным, большинство иностранных туристов, посещающих Алтайский край, — жители Казахстана и Восточно-Казахстанской области.

«На фоне чуть более полутора миллионов туристов, семьдесят тысяч — это не так много. В большей степени это гости, посещающие регион за счет делового туризма, иностранцы, которые приезжают на событийные мероприятия. Именно деловой и событийный туризм, по нашим расчетам, поможет межгосударственным связям при объединении стран ШОС и СНГ», — уверен Денис Ивлев, начальник отдела развития информационной политики, коммуникаций и продвижения управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов.

За последние годы турпоток иностранцев в регион не снизился, несмотря на сложную экономическую ситуацию в мире, а туризм в регионе остается одной из развитых отраслей экономики. В крае есть возможности практически для любого вида отдыха благодаря географическим особенностям региона и ориентации власти на развитие не только внутреннего, но и въездного туризма, считает Ивлев.

Возможно, именно поэтому тему создания единого турпространства стран ШОС (Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан) и СНГ решили обсудить именно на Алтае. «В последние годы мы можем говорить об определенных успехах региона в организации деловых и событийных мероприятий, в которых принимают участие представители стран ШОС. С Восточно-Казахстанской областью Республики Казахстан проводится масса мероприятий, в частности, автопробег по трансграничному маршруту Алтай — Золотые Горы (Россия — Казахстан — Китай) в прошлом году. Во время экспедиции мы провели переговоры с туроператорами из Казахстана по поводу строительства новых туробъектов и упрощения таможенных процедур на участках маршрута, — продолжает Ивлев. — Этот же трансграничный маршрут входит в число основных точек соприкосновения с Китаем, наряду с фестивалем «Большой Алтай» и работой в рамках межправительственного соглашения по безвизовому обмену. Правда, поток туристов по нему не так велик. В 2014 году из Алтайского края в Китай отправилось меньше 800 человек. У этого есть объективные причины. Часть наших туристов отправляется рейсами из Новосибирска».

Взаимодействие с Монголией складывается, судя по выступлению Ивлева, из взаимных визитов иностранных делегаций, посещений форумов и выставок. Впрочем, в этом году турпоток к восточным соседям может увеличиться за счет отмены визового режима на поездки россиян.

Директор Департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем исполкома СНГ Владимир Кику, присутствовавший на заседании в режиме видеосвязи, напомнил, что 2014 год вошел в историю СНГ как год туризма. «Процесс формирования общего туристического пространства, основанного на принципах взаимной выгоды, уже идет. Создан Совет по туризму стран СНГ, который разработал Стратегию развития сотрудничества государств-участников в области туризма до 2020 года. Это стало возможным благодаря большой работе по совершенствованию нормативно-правовой базы, статистического учета, введению европейских стандартов качества туристских услуг», — отметил Кику.

Открытые границы стран ШОС и СНГ принесут положительный эффект для экономики всех стран-участниц и выгодно отразятся на турпотоке, уверена Ольга Ришко, член правления Алтайской регио-нальной ассоциации туристов. Регион сможет рассчитывать на дополнительный интерес со стороны туристов.

«Китайский туристический рынок очень мощно развивается, это одна из самых путешествующих стран. У нас есть что им предложить: курортный отдых в Белокурихе и активный — в алтайских горах. В китайских горах не все однозначно с погодой, у нас летом путешествовать куда комфортнее. Монголия, которая установила в этом году безвизовый режим с нашей страной, интересна для туристов прекрасной рыбалкой и природными источниками. Казахстан для нас — это транзитные туристы, которые и без того активно ездят за границу через Барнаул. Объединение — это всегда положительно. Но нужно понимать, что вопрос не решится одномоментно», — утверждает Ришко.

Трудности перевода

Эксперты Торгово-промышленной палаты отмечают, что современная ситуация в мире подталкивает страны ШОС к интеграции с Россией. Идея создания единого турпространства, впрочем, относительно нова и ей только предстоит заниматься. Ростуризм интеграцию стран ШОС и СНГ поддерживает, указывая, что на то есть экономические и социально-исторические основания. Доходы от туризма сопоставимы с прибыльностью некоторых производственных отраслей.

Представители восточных делегаций из Казахстана и Монголии готовы принимать больше иностранцев и заявили о наличии ресурсов, которые могут быть интересны туристам: этнические праздники, еда, природа. Одна из ключевых проблем — лингвистическая. Местные туроператоры не знают русского языка и, как следствие, испытывают проблемы с продвижением туристических услуг в России. Эксперты уверены: без единого информационного пространства невозможно будет привлечь инвесторов, которые захотят вкладывать деньги в развитие трансграничных объектов.

«Чтобы донести информацию до конечного туриста, нужно единое информационное пространство с проверенными данными. Это будет способствовать развитию туризма, — добавляет Наталья Гордеева, председатель Алтайской региональной ассоциации туризма. — Единая информационная площадка с переводом на разные языки позволит жителям Алтайского края получать достоверную информацию о туризме в Казахстане, Монголии, Китае, так же, как гражданам Казахстана, к примеру, об отдыхе у нас. Это выгодно для всех участников процесса».

Вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан Азат Фазлыев привел в пример интернет-портал для продвижения делового туризма на внутренние и внешние рынки Башкирии. «Информационная площадка для ознакомления с инвестиционными проектами в рамках стран ШОС и СНГ, в том числе и в сфере туризма, — эффективный механизм обмена информацией о возможностях, существующих в рекреационной зоне», — отметил Азат Фазлыев.

В деле продвижения Алтайского края сделано уже много, напоминает Сергей Харламов, кандидат географических наук, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма АГАКИ. Собрана информация, проведены исследования, аккумулированы исключительные ресурсы. Однако, к удивлению, информированность друг о друге соседних стран, входящих в ШОС, оставляют желать лучшего.

«Если мы сейчас спросим тех, кто приехал к нам из Китая, что они знают об Алтае, больше чем уверен, что никто ничего не знает. Точно так же не многие жители края знают что-либо о Монголии. Может быть, найдутся те, кто скажет, что там хорошая рыбалка», — предполагает Харламов. Алтай, как регион, граничащий с крупнейшими азиатскими государствами, разнообразный в этническом и религиозном плане, интересный с точки зрения туризма, остается неизвестным для азиатов, так же как Казахстан, Монголия или Китай остаются малоизвестными потенциальным туристам из России и Алтайского края.

«Сибиряки, говорят, любят ездить в Казахстан. Но единственное популярное место — это Бухтарма. Даже те, кто захотят выбрать для себя интересный маршрут и обратятся к туроператорам, столкнутся с проблемой отсутствия информации», — недоумевает Харламов.

Уперлись в экономику

Трансграничности туристического пространства стран ШОС и СНГ мешают, наряду с информационным барьером, проблемы с инфраструктурой и режим работ пограничных переходов. «Сейчас между нашими государствами существует пять пограничных автомобильных переходов. Но для развития туризма этого количества недостаточно, только один из них работает круглосуточно — в Михайловке, между Россией и Казахстаном. Остальные функционируют только в будни, а праздничные дни такие, что ни о каком туризме говорить не приходится. — замечает Харламов. — Важно, что в центральных городах в шести странах ШОС есть международные аэропорты. Но, возможно за небольшим исключением, нет ни одного рейса, который бы соединял административные центры субъектов. Эта проблема известна, и она не способствует развитию туризма». В то же время Борис Чесноков, президент Алтайской торгово-промышленной палаты, уточнил, что вопрос транспортной доступности поднимался неоднократно. Однако и сейчас решение упирается в экономику.

Для понимания направления развития туризма на трансграничной территории, возможных маршрутов передвижения туристов из Алтая в Монголию, Китай или Казахстан, по словам Харламова, необходимо провести исследования и разработать модель. Ее создание уже поддержали коллеги в Монголии и Китае.

Туристическая гигантомания в ближайшей перспективе рискует остаться лозунгом в отсутствии разработанной концепции объединения туристического пространства, опасается Сергей Плотников, директор одного из барнаульских туристических агентств. Бизнес-эксперт считает, что, прежде чем говорить о туристической интеграции, нужно заручиться единым экономическим пространством между ближайшими соседями, объединить туристический потенциал внутри страны и позаботиться о наличии транспортной инфраструктуры.

«У туроператоров, которые работают с туристами из соседних государств, проблемы возникают буквально на бытовом уровне. Чтобы перевести деньги из Казахстана в Россию, приходится нести колоссальные издержки в счет комиссий за валютные переводы. Турбизнес, если речь идет о едином туристическом пространстве, остро нуждается в упрощении системы безналичного банковского расчета. Возможно, потребуется внести изменения в законодательство, которые позволят нам, как туроператорам по внутреннему и въездному туризму, работать в Казахстане, Монголии или Киргизии. Не в плюс туристическому бизнесу сыграют просто открытые границы с государствами. Люди поедут сами. Зачем им услуги туроператоров и турагентов? В целом, любое объединение пойдет на пользу, и результат будет обоюдовыгодным при наличии общей концепции туристического пространства и необходимого финансирования», — резюмирует Плотников. 

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах