К настрою и желанию нет вопросов
В Восточном дивизионе РХЛ, где раньше выступал «Алтай», многие команды расформировали из-за финансовых трудностей, и ФХР приняла решение объединить западные команды с примкнувшими к ним остатками «Востока». Спортивный интерес соревнований и уровень соперника выросли, а трудности комплектования «Алтая» остались. Подводя итоги игр плей-офф со смоленским «Славутичем», главный тренер «Алтая» Евгений Чернов отмечал, что ребята стали играть в постоянных сочетаниях и нашли продуктивное взаимодействие лишь в последние два месяца. Первые две игры серии до трех побед прошли в Смоленске. Барнаульцы боролись до последнего, но проиграли 3:5 и 2:5. Оба матча прошли по схожему сценарию: соперник сначала забрасывал несколько шайб, а отыграть голевой гандикап уже не получалось. Третья игра стала для «Алтая» заключительной в сезоне. Наши хоккеисты при поддержке родных трибун вышли вперед и долгое время бились с гостями на равных. Но потом «Славутич» начал постоянно опережать «Алтай» на одну шайбу, а в третьем периоде — уже на две. За пару минут до финальной сирены барнаульцы сократили отставание до минимума, но смоляне быстро ответили результативной атакой. Итоговый результат — 4:6, и «Алтай» выбыл из плей-офф.
Что касается «Алтайских Беркутов», то наша молодежь растянула серию противостояний с «Юниор-Спутник» из Нижнего Тагила до четырех игр. Барнаульцы начали двумя матчами дома, но первый проиграли 1:4: ребят деморализовала внезапная смерть одного из тренеров команды Дениса Биковца. В повторной игре «беркуты» разгромили соперника 9:2 и восстановили паритет в серии. К сожалению, в гостях наша команда вылетела, потерпев два поражения 2:4 и 7:1.
Комментарии экспертов
Владимир Альт, начальник Управления Алтайского края по физической культуре и спорту:
«На начало следующего сезона деньги в краевом бюджете есть. И говорить сейчас о закрытии той или иной хоккейной команды преждевременно. Никто не знает, какой будет схема нового чемпионата, сколько останется команд в зонах «Запад» и «Восток». Формат МХЛ, когда нужно ездить по всей стране, многим не нравится. Когда ФХР объявит решение (май-июнь), сядем и будем считать: сможем ли ездить на игры, потянем зарплатный фонд или нет, о каких суммах в качестве дополнительных средств нужно ставить вопрос и т. д.
Зона «Восток» в РХЛ была очень слабая по составу, нашлись бы там нормальные команды, то, конечно, лучше было бы играть с ними, тогда и затраты на переезды меньше. А так, нет никакого интереса в чемпионате, где две-три взрослые команды, а остальные юниоры. После объединения играть стало поинтереснее, уровень соперников вырос, но и расходы увеличились. Почти каждая выездная игра проходит в европейской части России.
«Алтайские Беркуты» выступили достаточно хорошо, «Алтай», хоть и занял предпоследнее место, но набрал 59 очков и не сильно отстал от конкурентов, выдав несколько приличных игр. Я наблюдал за количеством зрителей на домашних матчах, ведь продажи билетов — дополнительные средства для клубов. «Молодежка» заработала на билетах около 800 тысяч рублей, а команда мастеров — 2,5 млн рублей. При этом у «беркутов» было больше домашних игр. Конечно, взрослый хоккей для зрителей более привлекателен. Тут некоторые горячие головы озвучивают разные предложения, например, оставить только «молодежку». Но там сейчас возраст, скорее всего, сократят до 20 лет, и куда им потом идти? Необходимо улучшать качество выпускников школы, чтобы на выходе они продолжали где-то играть: чемпионат края, студенческая лига по СФО или МХЛ. Конечно, необходимо делать турниры по зональному признаку, чтобы сокращать расходы, но это забота ФХР, мы им свои предложения высказываем.
В 2015 году продолжится строительство ледового дворца, это огромные средства, но они запланированы, уже освоено более 150 млн рублей. По сути, это отдельный дворец спорта на 3 000 мест, плюс гостиница и кафе. Сейчас команды по всей стране закрываются, формирования новых не ожидается. Поэтому к лету из-за сложной экономической ситуации их количество может еще сократиться. У нас есть желание сохранить команду мастеров с большим количеством местных воспитанников, а не кормить приезжих хоккеистов из бюджета. Конечно, без них не обойтись на некоторых этапах, но должна быть системная работа, взаимосвязь школы, молодежной и главной команд. А микроклимат там, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Вячеслав Бугорский, директор КАУ ХК «Алтай»:
«Сезон закончили, попали в плей-офф, вылетели, но это не провал. Долгов у клуба нет, это не «Мотор». Мой контракт истекает 30 апреля, и у меня пока нет информации о его продлении. Видимо, посчитали, что я стал старый. Поэтому мне сложно отвечать на вопросы о дальнейшей судьбе «Алтая» и «Алтайских Беркутов». Свои предложения об их развитии я внес, не знаю, нужны они кому-то или нет. Я бы оставил только команду мастеров и добавил игроков из «молодежки». На комплектование «Алтайских Беркутов» просто нет игроков, ребят 1993-1995 года рождения уже не будет, а дальше людей не хватает. Эти выпускники могут пойти в первую команду, а для «Алтайских Беркутов» придется кого-то приглашать со стороны, какой в этом смысл?»
Евгений Чернов, главный тренер ХК «Алтай»:
«У хоккеистов контракты до 30 апреля. Пока неясно, что будет с командой в следующем сезоне. Эта неизвестность нас пугает. Что говорить ребятам? Распускать команду или планировать комплектование на новый сезон — это большой вопрос. Впервые мы услышали новость о возможном расформировании команды в поездке. СМИ быстро ее растиражировали, ребята постоянно сидят за ноутбуками, читают, поэтому и до них сообщение дошло мгновенно. Они задали мне вопрос. Я ответил, что хоккеисты — профессионалы и обязаны выполнять контрактные обязательства до конца с честью и совестью. Нельзя забывать и о наших болельщиках, которых мы обязаны были отблагодарить.
Конечно, будет тяжело, если «Алтай» исчезнет. Взять тех же ребят, которые пришли в него из первенства МХЛ. В ВХЛ они не попадут, это факт. Да и в РХЛ способны пробиться немногие, уровень этого чемпионата заметно вырос за последние годы. А если одаренный мальчишка появится — его сразу видно будет. Поэтому многим игрокам будет некуда податься, кроме как в чемпионат края.
И все же нужно стремиться сохранить обе команды. Молодые игроки из СДЮШОР плавно переходили бы в МХЛ, а затем — в команду мастеров, тренеры которой имели бы возможность наблюдать за этими ребятами на протяжении четырех лет.
С декабря 2014 года, когда все это началось, отношения с тренерским штабом «Алтайских Беркутов» натянутые. Конечно, все хотят дальше работать. Но по большому счету делить нам нечего: мы делаем одно дело — готовим хоккеистов. Поэтому остается только ждать решения руководства и трудиться на благо алтайского хоккея дальше».
Андрей Щукин, заместитель председателя комитета АКЗС по социальной политике:
«Команда мастеров выступила не очень, хотя и все соперники подобрались достаточно ровные, но восьмая строчка в таблице — не наше место. Могли подняться выше, но не удалось в силу объективных обстоятельств, а где-то не хватило везения. «Алтайские Беркуты» были обязаны победить «Юниор-Спутник» в 1/8 финала. Эта команда нам по зубам, но сыграли роль организационные и инфраструктурные проблемы плюс моральные потрясения. Было непонятно, сохранится команда или нет, а затем случилась трагедия — смерть тренера Дениса Биковца. А так, по ходу сезона игра смотрелась, особенно у молодежной команды.
Надеюсь, будет принято политическое решение, которое позволит сохранить обе команды. К лету ситуация может выправиться, и краю будет вполне по силам оставить оба спортивных коллектива. Нужно, чтобы «Алтай» и «Алтайские Беркуты» были максимально укомплектованы именно нашими ребятами, со всего края. Вернуть наших воспитанников: ветеранов, чтобы доигрывали у нас и учили молодежь, и молодых-перспективных, которые не проходят в составы своих клубов, чтобы получали здесь игровую практику. Можно выстроить систему так, чтобы мы не теряли нашу молодежь. После очередного выпуска одних могут пригласить в «Алтайские Беркуты», других в студенческую команду. И все наши воспитанники будут на виду до 22 лет».