Взрастить социальную несправедливость в обществе
Александр Романенко, председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике:
«На сегодняшний день мы наблюдаем определенную стабильность в этом вопросе, а именно стабильное увеличение по сбору данного налога в целом по стране, в том числе и по Алтайскому краю. С принятием нового документа мы можем, на мой взгляд, несколько ухудшить администрирование налога на доходы физлиц и потерять стабильность, сложившуюся на сегодняшний день, а вместе с тем взрастить некую социальную несправедливость в обществе. Поэтому на данном этапе я бы воздержался от принятия этого законопроекта».
С огромных заработков и без того идут немалые суммы в бюджет
Елена Клюшникова, депутат АКЗС, член комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике:
«Если вносить изменения в Налоговый кодекс, то они должны не столько наказать богатых, сколько защитить людей с низкими доходами. Я бы предпочла, чтобы осталась плоская шкала налогообложения в 13%, но, допустим, освободили бы от уплаты подоходного налога людей с зарплатой ниже 25 тысяч рублей в месяц. С точки зрения социальной справедливости это решение было бы лучше. Ведь с огромных заработков и без того идут немалые суммы в бюджет даже при плоской шкале. Могу вам сказать, что в прошлом году я лично заплатила налогов на сумму 14 млн рублей при плоской шкале налогообложения».
Прогрессивный налог как фактор снижения противоречий в обществе
Евгений Шваков, директор Международного института экономики, менеджмента и информационных систем, заведующий кафедрой финансов и кредита АлтГУ, доктор экономических наук:
«В этом вопросе есть свои за и против. Плюсом можно назвать тот факт, что прогрессивная шкала позволит уменьшить дифференциацию доходов среди населения в силу того, что мало получающие будут платить меньше, много получающие, соответственно, больше. Введение прогрессивного подоходного налога, как правило, позитивно воспринимается подавляющим большинством населения и может стать фактором снижения социальных противоречий в обществе. Этот факт нельзя не учитывать, так как РФ, имея заметное расслоение населения по доходам, опережает по этому параметру отдельные развивающиеся и даже развитые страны мира.
Если говорить о минусах, то стоит отметить, что любое повышение налогов воспринимается налогоплательщиками как издержки. В этой связи, безусловно, появляется соблазн уклониться от их уплаты. Этот путь Россия уже проходила. Ведь ранее у нас была прогрессивная шкала подоходного налогообложения. При этом часть доходов находилась в тени. Ни для кого не секрет, что значительная часть зарплаты выплачивалась в конвертах. Кроме этого, в настоящее время, когда наблюдается понижение реальных доходов населения в связи с инфляцией, целесообразно было бы оставить ставку налогообложения для основной части доходов в 13%. Но вместе с тем можно было бы выделить отдельные «шедулы» (части доходов, с которых взимается подоходный налог) и по ним предусмотреть более высокие ставки вместо введения прогрессивной».
Прогрессивная шкала будет провоцировать уход от налогов
Андрей Солодилов, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике Барнаульской городской думы:
«Сейчас, когда в стране сложная, кризисная ситуация, я бы не усугублял и не менял действующую налоговую систему, а прогрессивная шкала, возможно, будет провоцировать работодателей уходить от налогов. В условиях кризиса, я считаю, не стоит делать никаких резких шагов. А когда все стабилизируется, тогда можно будет обсудить этот вопрос и очень скрупулезно подойти ко всем моментам. Сейчас нужно думать о другом: как снизить налоговое бремя для предпринимателей, в частности для малого и среднего бизнеса, как выжить нашей стране в условиях кризиса. Прогрессивный же налог — это некое увеличение налоговой нагрузки на население, и без того переживающее не лучшие финансовые времена».