Урожай — драгоценный
В 2014 году большая часть земли КХ Гукова общей площадью около 19,5 тысячи гектаров была отдана под зерновые культуры (пшеницу, ячмень, овес, просо, чечевицу) и подсолнечник. Если подвести предварительные итоги уже почти завершенной уборочной кампании, то работники хозяйства собрали 109 тысяч центнеров зерна. Урожайность составила 9,5 центнера с гектара. По словам самокритичного Александра Васильевича, недобор трех-четырех центнеров с каждого гектара лежит на совести специалистов его хозяйства.
«Год получился тяжелым, учитывая, что во время прошлой уборочной урожайность составляла 20 центнеров с гектара, — констатирует он. — Всему виной — сильная засуха. При этом наш показатель в 9,5 центнеров не так уж плох на фоне других хозяйств Ключевского района, где средняя урожайность составила два-три центнера. Как говорится, в кулундинской степи урожай небольшой, но драгоценный. Клейковина пшеницы превышает 30% —
очень качественное зерно, с натурой 780-790 граммов. Зима была малоснежной, и наступившая ранняя весна грозила оставить поля без влаги. Побоялись, что не получим всходы, и решили пораньше засеять 1 500 гектаров, рассчитывая на урожайность в 15 центнеров, плюс еще взяли в аренду 1 000 гектаров необработанной земли. Зато осенью пришли дожди, и мы пока не успели убрать весь подсолнечник. Приходится работать урывками, хотя ничего страшного нет. Подсолнечник поздних сортов и сейчас как раз дозревает. Зато, на фоне общих сложностей, удачно идут дела с реализа-
цией — с одного гектара проса в среднем удалось получить 13 тысяч рублей. За пшеницу выходит 7 тысяч рублей (произведено и продано более 4 тысяч тонн первосортного зерна), урожай чечевицы небольшой, но пользуется спросом — выходит 8,5 тысячи рублей, то есть больше, чем с пшеницы. Доход с одного гектара твердой пшеницы, посеянной по пару, уже несколько лет ниже, чем по просу. Это потому, что цена у твердой пшеницы необоснованно низкая. Стоимость подсолнечника пока не ясна, нам его еще предстоит убрать».
Дифференцированный подход к ведению бизнеса проявляется у фермера Гукова во всех сферах деятельности хозяйства. Несколько лет назад он решил развивать овцеводство. Все начиналось с нескольких сотен голов, которых покупали весной, а осенью сдавали на реализацию. Постепенно, год от года, происходило наращивание поголовья и выведение лучших пород. На сегодняшний день в хозяйстве имеется уже 920 маток, которые ежегодно дают около 1 000 голов приплода. Сохранность народившегося молодняка составляет 98%, ежесуточный привес 245 граммов, с каждой овцы можно получить 2,2 кг шерсти. Эти отличные показатели были оценены животноводами из других регионов на всероссийской выставке, благодаря чему овцеферма Гукова получила статус племенного хозяйства. Теперь ключевские барашки и ярочки эдильбаевской породы покупаются другими хозяйствами не для мяса, а для разведения. Несмотря на степной климат и недостаток пастбищ, проблем с питанием животные не испытывают. Кормовая база на сто процентов состоит из собственной продукции.
Но для продуктивного развития растениеводства и животноводства одного энтузиазма все-таки недостаточно. Экономика самого развитого хозяйства рано или поздно придет в упадок без современной надежной техники и крепкой базы. В распоряжении предприятия есть грузовые автомобили, тракторы, комбайны, зерновые и пропашные сеялки, жатки, складские помещения для хранения более чем 20 тысяч тонн зерна, весовая, лаборатория, машинный двор, гаражи, сушилки и многое другое. В оснащение лаборатории вкладываются серьезные деньги, ведь инвестиции в качество важнее краткосрочной прибыли. За последний год КХ Гукова приобрело три фотосепаратора, которые позволят сортировать зерно и другие культуры по цветовым характеристикам. Данная техника обеспечивает эффективную очистку и калибровку от разного рода примесей, в том числе от трудноотделимых. На выходе получается отборный, качественный продукт, что имеет большое значение при реализации.
Есть кем гордиться
Глядя на стабильную работу КХ Гукова, невольно пытаешься понять, в чем секрет успеха этого предприятия, когда вокруг столько трудностей. Судите сами: непростой климат, объективные экономические сложности, кадровый дефицит на селе.
Но, пожалуй, именно люди позволяют предприятию развиваться и твердо стоять на ногах. Сегодня в хозяйстве трудятся более 80 человек, а летом количество рабочих мест превышает 100. Все главные специалисты и линейные руководители имеют высшее образование, и руководство всячески поддерживает инициативы своих работников по освоению новой специальности или повышению квалификации. Александр Васильевич уверен: без взаимного уважения, честности и общего трудолюбия успеха не будет. Руководство выполняет свои обязательства по заработной плате, а по возможности старается регулярно премировать лучших сотрудников. Практически все работники выросли на селе и не понаслышке знакомы с особенностями и трудностями сельского хозяйства. В условиях знойного степного климата получить высокие показатели можно только благодаря профессионализму и стойкости рабочих.
Перед входом в административное здание располагается Доска почета с фотографиями передовиков производства, внесших весомый вклад в развитие хозяйства. По результатам уборочной кампании наилучших показателей (по состоянию на 6 октября) достигли: Владимир Лященко скосил 4 106 га зерновых; Иван Киреев обработал 3 966 га почвы; на подработке зерна на току впереди всех Ринат Хакимов — 49 789 ц; Анатолий Гущин обработал гербицидами 9 904 га; Николай Буянов намолотил 19 640 ц на комбайне «Полесье-1218», а его коллега Юрий Пащенко на комбайне «Дон-1500б» — 17 208 ц; Игорь Жерноклеев вывез с поля на «КамАЗе» 181 404 т/км, Алексей Лысиков на МТЗ — 83 142 т/км; на перевозке зерна на току лидирует Алексей Киреев — 112 906 ц; Сергей Сенюшкин на производстве круп выдал 3 529 ц, а Сергей Шмалько — 15 379 ц на сушке зерна.
«В нашем хозяйстве трудится много хороших механизаторов, двое из которых удостоены звания «Заслуженный работник сельского хозяйства», — рассказывает Геннадий Кудинов, заместитель главы КХ по кадровому обеспечению, безопасности и охране труда. — Сам я вырос в других местах и по сей день поражаюсь трудолюбию степняков. Что такое скос 4 000 га? В сутки жатка может скашивать 200 га, это значит, рабочий должен беспрерывно трудиться 20 дней и ночей».
Были партнеры — стали клиенты
Как бы хорошо ни шли дела, но современные условия таковы, что без кредита сельхозпроизводителю не обойтись. Александр Гуков — не исключение. На протяжении многих лет хозяйство сотрудничает со Сбербанком, но в последнее время находить понимание становится все сложнее.
«В этом году Сбербанк не выдает нам кредитов и не возвращает залог, — сетует Александр Гуков. — Весной мы берем кредит на посевную, потом убираем и возвращаем заемные средства, — это нормальное явление. Нам готов предоставить кредит «Россельхозбанк», но для этого нужен залог, который нам не отдает Сбербанк. По всем своим обязательствам мы, конечно, рассчитаемся, но позже, а на сегодняшний день сложилась тупиковая ситуация. Основная проблема, мешающая работать, — высокие тарифы на электроэнергию, транспортные перевозки, растущие в сезон цены на ГСМ, и это при том, что стоимость на нашу продукцию держится примерно на одном уровне уже долгие годы».
Еще одна наболевшая проблема для сельского хозяйства — дефицит кадров. Мало того что от былых совхозов и колхозов-миллионеров остались одни руины, постепенно может сойти на нет и фермерское движение, которое задыхается от засилья монополистов, недостаточно продуманной ценовой и тарифной политики государства, а также уже упоминавшегося выше диктата банков. Также полностью разрушена система подготовки специалистов среднего звена для сельского хозяйства, которых готовили в сельских профессиональных училищах и средних школах.
По словам Гукова, ситуация с молодыми специалистами — критическая, и скоро просто некому будет заменить постепенно уходящее на заслуженный отдых поколение профессионалов еще советской закалки. Воспитание у молодежи любви к земле должно стать, считает фермер, государственной политикой.
В то же время Александр Васильевич утверждает, что в последние годы государство все же поворачивается лицом к сельхозпроизводителям. Сегодня в хозяйстве применяется несколько форм государственной поддержки. Это и субсидирование процентных ставок по кредитам, погектарная поддержка аграриев, и помощь в развитии племенного животноводства и элитного семеноводства.
В заключение хочется еще раз акцентировать внимание на том, что в непростой по климатическим условиям для степной зоны год КХ Гукова А.В. доказывает: здесь умеют работать, несмотря ни на какие обстоятельства. Подтверждением этих слов служит престижная награда «Золотой Меркурий» — национальная премия Торгово-промышленной палаты РФ в области предпринимательской деятельности. Крестьянское хозяйство Александра Гукова было признано победителем регионального этапа конкурса в 2014 году в номинации «Лучшее малое предприятие в агропромышленном комплексе».