Проект на 700 млн
Сегодня воздушные ворота краевой столицы отправляют и принимают людей из Турции, Вьетнама, Таиланда, Германии и многих других государств. На международные перелеты приходится 16% всех пассажиров. Цифра не впечатляет, но нужно учесть, что это, как правило, бизнес-класс, VIP-пассажиры, исключительно требовательные клиенты. Им есть с чем сравнить алтайский сервис. Поэтому для качественного их обслуживания возникла необходимость построить международный сектор.
«Пассажиры, которые летают внутренними рейсами, сравнивают барнаульский аэропорт с другими региональными портами. А люди, отбывающие за рубеж, — с международными. И здесь наш не всегда выигрывает. Поэтому и возникла необходимость в строительстве нового аэровокзала», — пояснил Александр КАРЛИН.
В 2013 году за счет краевого бюджета была разработана проектная документация на новый объект. Предполагается, что площадь международного терминала составит 9,2 тыс. кв. м, а пропускная способность — 400 человек в час, что обеспечит обслуживание населения на самом современном уровне.
Понятно, что одному краевому бюджету такую масштабную стройку не потянуть. Поэтому в январе 2014 года Александр Карлин обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь в реализации этого проекта средствами из федерального бюджета. Глава государства пообещал помочь и дал соответствующее поручение министру транспорта Максиму Соколову. Тот в свою очередь внес в Правительственную комиссию по бюджетным корректировкам предложение выделить Алтайскому краю 263,8 млн рублей в 2015 году и 334,4 млн рублей в 2016 году.
«По нашим расчетам, нужно будет не менее 700 млн рублей. Чем позже начнется реализация проекта, тем дороже он будет стоить. Ведь годовые темпы инфляции в России — 5-6%. Надеемся, что федеральный центр примет решение о выделении средств оперативно. Мы тоже не сидим сложа руки. Подготовительные работы уже ведутся, площадка для застройки готовится», — отметил губернатор. Если Москва выделит запрашиваемые средства, то вокзал будет готов уже к концу 2016 года.
По его словам, количество международных пассажиров увеличивается на 30% ежегодно. Так что строительство специального аэровокзала необходимо и важно. Оно поможет активизировать международные связи, увеличить туристический поток в регион и т. д.
Миноритарии зарвались
После осмотра проекта вокзала Александр Карлин встретился с коллективами «Авиапредприятия «Алтай» и «Алтайских авиалиний». По его словам, он регулярно следит за работой местных авиа-предприятий. И проект аэровокзала видит далеко не в первый раз. Нередко бывает в аэропорту и как пассажир. «Я люблю летать. Раньше за собой такой страсти не замечал. А в последние годы приходится много перемещаться на самолете. Вот и пришлось полюбить полеты», — пошутил Карлин.
По его сведениям, отзывы о работе барнаульского аэропорта довольно высокие. Да и он сам тоже испытывает положительные впечатления от пребывания здесь. В аэропортах многих других регионов нет такого сервиса, комфорта, чистоты и уюта.
Как напомнил губернатор, Алтайский край — учредитель «Алтайских авиалиний», у него также контрольный пакет акций «Авиапредприятия «Алтай». «В свое время управление аэропортом оказалось в руках людей, которые не владели контрольным пакетом. Есть такое понятие — миноритарии. Так вот, второй владелец поставил себя выше основного. И ничего хорошего из этого не вышло. Нам стоило больших усилий поставить этих «приживалок» на место и навести порядок на предприятии», — рассказал губернатор. По словам Карлина, контроль над предприятием региону был нужен для того, чтобы авиационный комплекс не деградировал, а развивался. Чтобы алтайская компания осталась самостоятельной, а не попала под контроль чужаков.
«Роль гражданской авиации очень важна для экономики региона, — отметил Александр Карлин. — Она помогает развиваться, интегрироваться в мировое экономическое пространство, позиционировать край как перспективный туристический регион. У нас есть большой потенциал не только авиапассажироперевозок, но и перевозок грузов авиатранспортом. В крае есть перспективные предприятия, продукция которых может отгружаться за рубеж на самолетах».
Губернатор позитивно оценил деятельность «Авиапредприятия «Алтай». По его словам, за последние восемь лет предприятие инвестировало в модернизацию своей инфраструктуры более 600 млн руб-лей. Во многом это стало возможным за счет того, что основной акционер оставлял всю прибыль на развитие компании. В итоге аэропорт смог добиться хороших показателей.
Руководитель авиапредприятия Виталий АРХИПЕНКО посетовал, что есть серьезная проблема — большое количество работниц уходит в декретные отпуска. Губернатор ответил, что это не проблема, а большая радость. Ведь рост рождаемости — это очень важно для региона. А тот факт, что будущие матери выбирают аэропорт местом работы, — это признак хороших социальных гарантий на предприятии. Так что печалиться тут не о чем.
Хорошо отработало и предприятие «Алтайские авиалинии». Его жизнь не всегда была легкой. Однако за 2011-2013 годы компания получила из бюджета почти 150 млн рублей, что помогло поднять работу на новый уровень. Была приобретена новая техника и модернизирована имеющаяся. В итоге 2013 год фирма закончила с выручкой в 117 млн рублей. Сейчас в авиалиниях трудятся 95 человек, средняя зарплата — 40 536 рублей.
В заключение встречи губернатор выразил надежду, что аэропорт и «Алтайские авиалинии» продолжат свое успешное развитие в будущем, и все планы будут выполнены.