Генри Форд когда-то говорил: главное — создать хороший товар, он будет сам себя рекламировать. Однако современные эксперты констатируют: рекламу и пиар ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Имидж вашего предприятия все равно будет формироваться. И лучше, если вы сможете держать это под контролем. Как это сделать — рассказала Наталья Багаева.
Практически у каждой компании есть статья затрат на рекламу. На нее тратят десятки, а то и сотни тысяч рублей в месяц. Однако многие руководители не задумываются, является ли их реклама эффективной. А заниматься этим нужно. Наталья Багаева привела такой пример. Предположим, вы потратили 10 тыс. рублей и заказали листовки. Кроме того, вы разместили рекламный модуль в газете за 20 тыс. рублей.
На листовках вы указали один номер телефона, в рекламе — другой. Это позволило отследить, сколько клиентов пришло к вам с каждого носителя. Предположим, что с листовок к вам пришло 10 клиентов, а с рекламного модуля — 50 человек. Это значит, что в первом случае привлечение одного клиента обошлось вам в тысячу, во втором — в 400 рублей. Таким образом, рекламный модуль оказался в несколько раз выгоднее, хоть и стоил дороже. Это и есть пример расчета эффективности рекламы.
По словам Багаевой, в рекламе есть три элемента: рынок, канал и сообщение. Рынок — это ваша целевая аудитория, потенциальные клиенты. Канал — это способ, которым вы донесете до аудитории свою информацию. Наконец, сообщение — это та информация, которую вы сообщаете людям.
Залог эффективной рекламы — знание своей целевой аудитории. Для кого предназначена ваша продукция? Мужчины это или женщины? Сколько им лет? Чем они занимаются? Ответы на все эти вопросы вы должны знать. Представим, что вы владеете кафе быстрого питания. Путем наблюдения и анализа вы пришли к выводу, что ваша целевая аудитория — это студенты 18-22 лет с уровнем дохода несколько тысяч рублей в месяц.
Через какие каналы нужно обратиться к этой аудитории? По всей видимости, наиболее эффективными будут баннеры с наружной рекламой, размещенные возле вузов или общежитий. С каким сообщением мы обратимся к аудитории? Мы знаем, что студентам нужно недорого, быстро и вкусно поесть и, кроме того, потусоваться со сверстниками. Значит, мы должны в своем сообщении отразить все эти моменты.
В нем очень важно показать свое уникальное торговое предложение. В краткой форме вы должны описать, чем уникален ваш товар или услуга, чем они отличаются от конкурентов и почему клиенты должны выбрать именно их. Грамотно сформулированное предложение — залог успеха бизнеса, подчеркнула Наталья Багаева.
Правильный выбор аудитории, канала и сообщения — важные элементы эффективной рекламы. Если вы совершите ошибку в одном из них — реклама может пойти насмарку. Например, вы даете рекламу дорогих часов, составляете качественное объявление — и помещаете его в газету для пенсионеров. Здесь ошибка с выбором канала. Или другой вариант. Вы продаете молодежную одежду, даете рекламу в молодежный журнал, но пишете объявление казенно-нудным языком. В таком случае ошибка в сообщении.
В общем, качественная реклама — вещь комплексная и сложная. Чтобы ее создать, придется серьезно поломать голову. Зато потом ваши усилия вознаградятся сторицей. Так что в хорошей рекламе толк есть.