МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Лев Шапиро: «Просто я бегу...»

По мнению популярного алтайского музыканта, самый лучший день у него впереди

 В конце апреля Льву Шапиро, известному барнаульскому музыканту, на церемонии Top Hit Music Awards вручили награду как автору песни «Самый лучший день». Дома он популярен давно, а вот всероссийскую славу ему принесло сотрудничество с Григорием Лепсом, исполнившим этот хит. В гостях у «МК» Лев рассказал о себе, о настоящем и планах на будущее.

 — Лев, вы музыкой с юности увлеклись?

— В шестнадцать лет взял в руки гитару, как тысячи таких же пацанов. Гитару купили родители. Она была довольно страшненькая, старая. Струны были металлические, когда долго играл, пальцы в кровь стирал.

В принципе, учился играть на гитаре сам. Экспериментировал, приходил к умным людям, показывал. Они мне: это что ж такое? А я: ну классно же звучит! И так это и осталось моим принципом в музыке: главное, чтобы звучало, красиво звучало, а не по правилам.

А официального музыкального образования у меня нет. Но творчеству это, на мой взгляд, нисколько не мешает. И мне кажется, если песня хорошая, ее запомнят с первого раза. А не запомнят — значит, и песня не ахти.

— А на какой музыке вы росли?

— У родителей был катушечный магнитофон. На нем слушали все — от Высоцкого и Розенбаума до зарубежной эстрады. Потом в моей жизни появились «Машина времени», «ДДТ», «Кино». Много интересного было и в зарубежном роке.

— А первую свою песню помните?

— Да, конечно. Буквально на днях возвращались с ребятами с концерта, и я напел ее им. Они долго смеялись. Песня и правда была на любителя. Но вспомнить весело.

— Какие у вас были гитары?

— Первую свою приличную гитару я купил в 2001 году. Это полуакустическая «Ovation». Очень достойный инструмент. На нем я играю до сих пор. Еще у меня осталась старая добрая «Кремона» с капроновыми струнами. А вот электрогитар у меня нет. В свое время наигрался на них, надоело. Сейчас, когда к брату захожу, на его электрогитаре иногда играю.

— Ваша первая группа, насколько я знаю, называлась «Седьмое небо»?

— Да, в 1991 году мы с ребятами собрали свою первую группу. Я играл на гитаре, Костя Анозин на басу, Дима Юдин на барабанах. Собирались у кого-нибудь дома, играли квартирники. С нами, кстати, играл и популярный сейчас скрипач Степан Мезенцев. Павел Вагнер, замечательный мультиинструменталист. Сейчас он плотно занимается бизнесом. Много работали со Сватом, в миру Владимиром Мулловым, и его группой «Территория», с «Теплой трассой». Обычно записывались дома, но однажды нам удалось сделать запись аж на ГТРК. Ночью, по большому блату. Получилась вполне приличная сорокаминутная запись, которая сохранилась до сих пор. «Седьмое небо» просуществовало до 1995 года.

— Чем вы занимались после?

— В 1995 году я на время отложил музыкальную деятельность. Работал диджеем и звукорежиссером на барнаульских радиостанциях. Перепробовал массу разных профессий. Был даже начальником отдела в страховой компании. Окончил в 2000-м институт культуры по специальности «менеджер культуры».

— Как родители относились к вашим жизненным поискам?

— Скептически, как и положено любым родителям. Мама работала преподавателем французского языка в школе. Отец до сих пор преподает высшую математику в политехе. Поэтому сложно им было смириться с тем, что сын стал музыкантом. Это произошло спустя много лет. Сейчас все довольны.

— Вы ведь в Белокурихе какое-то время жили? А там чем занимались?

— Да, в 2000-м с женой, с которой познакомились еще в старших классах, уехали жить в Белокуриху. Это было спонтанное решение. В Белокурихе я делал концертные программы, выступал по санаториям, пансионатам. Да еще и работал спортинструктором, фотографом, арт-менеджером. Много чем позанимался там… Больше тысячи концертов сыграл. Кстати, в Белокурихе в 2002 году я записал альбом «Домой». В 2005-м у нас родилась дочь, мы решили вернуться в Барнаул. К тому времени у меня накопилось много музыкального материала. И тогда же я познакомился с прекрасным звукорежиссером Василием Трубачевым. Мы с ним записали три альбома. Писали днем и ночью в течение полутора лет. Кстати, «Самый лучший день» мы записали именно с ним.

Позже мы стали работать со звукорежиссером и аранжировщиком Эльдаром Багировым — лучшим, на мой взгляд, в Барнауле. Мне кажется, для любого музыканта важно, чтобы песни были записаны, а не только исполнялись вживую.

— А на студии вы как пишетесь?

— Все партии мы прописываем вживую. Сейчас, слава богу, я могу позволить себе работать не с электронными инструментами, а приглашать на запись хороших музыкантов.

— Продажа дисков с альбомами окупает себя?

— Звукозапись — очень дорогое дело. Особенно в Алтайском крае, где у музыкантов не очень высокие доходы. Записать альбом стоит 100-150 тысяч рублей. Нереально окупить такие суммы за счет продажи дисков.

— В этом виновато интернет-пиратство?

— Сегодня все уходит в Интернет. Конечно, это практически лишает смысла саму идею продавать диски: зачем, если можно все скачать бесплатно. Но с интернет-пиратами воевать бесполезно. Поэтому я сам выкладываю свои песни в Сеть. А диски издаются для того, чтобы они были. Чтобы было, где автограф поставить. (Смеется.)

— Расскажите о вашей нынешней группе — «Лев Шапиро и друзья»...

— В ней играют талантливые и грамотные люди. Бас-гитарист Илья Усатюк, который занимается музыкой уже 25 лет, суперпрофессионал. Клавишник Андрей Земсков, человек с прекрасным музыкальным образованием. Макс Каташев — отличный барабанщик. Саша Тугунов — саксофонист, который играет в различных коллективах. И два гитариста — Дима Баннов и Михаил Шапиро, они музыканты молодые, у них все впереди. У нас в группе собрались люди разных возрастов, но это не мешает нам хорошо понимать друг друга. Я вообще считаю, что группа — совершенно особенный организм. И в нее нужно набирать людей, дышащих в унисон. И если человек и в общении тебе приятен, и играет классно — как у нас в группе, — то это просто находка. Я считаю, что у нас сложилась боеспособная музыкальная команда.

— Расскажите, как стать своим в столичном шоу-бизнесе?

— У меня это заняло много лет. Брал сумку со своими дисками, летел в Москву. Месяцами жил у друзей, ходил по рекорд-лейблам, продюсерским центрам, к самим артистам. В итоге — полное разочарование. Ведь каждому приезжему автору кажется, что вот москвичи услышат его песни и от восторга в обморок попадают. А песни никому особо не были нужны. Так что нужно запастись терпением. У меня ожидание заняло десять лет. Но я, честно говоря, всегда верил в себя.

— Как к Григорию Лепсу попала ваша песня «Самый лучший день»?

– Меня с Лепсом познакомил мой барнаульский друг Аркадий Кац. И песня попала к Григорию благодаря его усилиям. Еще Александр Яковлевич Розенбаум в этом вопросе посодействовал. Так что в нужный момент все сошлось. Песня Лепсу понравилась. В 2011 году Григорий Лепс записал песню для альбома «Пенсне». А в 2012 году он записал еще одну — «Ранняя тишина». Она вышла в альбоме «Полный вперед». Кроме того, Григорий приобрел права еще на шесть моих песен.

— В апреле вы получили престижную премию. От свалившейся славы голова не закружилась?

— Ну, до славы еще далеко… Башню может снести, когда тебе 20-25 лет. Мне уже 38, поздно уже для звездной болезни. А «Самый лучший день» стал самой заказываемой песней 2012 года на всех радиостанциях. Кстати, там, на церемонии, я пообщался с Филиппом Киркоровым. Мы были знакомы и раньше. Сейчас у нас есть планы поработать вместе.

— С кем-то еще из звезд сотрудничаете?

— С Лолитой Милявской. Она классно работает. Выкладывается… Мне захотелось написать для Лолиты песню. Было несколько неудачных попыток — все ей не нравилось. Наконец я написал песню «Сошедшая не с небес», и вот она-то певице очень понравилась. Написал песню для Валерии. Музыка им с Пригожиным очень нравится, а вот над текстом они работают. Надеюсь, что в этом году запишут.

— Вам, рок-музыканту, сложно писать поп-музыку?

— Я человек рок-н-ролльного склада. Но, как и любому автору, мне приятно работать с артистами, которые высоко котируются. Да и кроме того, писать песни — это мой хлеб. И я всегда открыт для экспериментов. Не исключаю, что в будущем я выпущу диск инструментальной музыки или запишу альбом песен под гитару. Мне нравится и классика. У нас был замечательный проект с оркестром «Сибирь». Нашли мы общий язык с главным дирижером Николаем Комиссаровым. Очень здорово было слушать, как они обработали мои песни, выступать с ними было приятно! Мне хотелось бы работать с ними и дальше.

— Вы всегда писали и музыку, и стихи. А чужие — поете?

— Мне присылают десятки текстов, хотя я, в принципе, не нуждаюсь в чужих. Исключения можно пересчитать по пальцам. Недавно мне позвонили с Первого канала. Там работает журналист Сергей Гапонов, который долго работал на НТВ, был военным корреспондентом. Сказали, что он пишет стихи и предложили мне прочитать их. И мне понравились некоторые тексты, предложил ему записать дуэтом песню. Он запишет свой голос в Москве, я — в Барнауле, потом все сведем, и получится песня. У нее даже название необычное — «Дочь царя Дария». Однажды мне прислали текст аж из Лос-Анджелеса. Автор — русский эмигрант, который писал тексты еще для Марии Мироновой.

— У вас немало видеоклипов. Когда начали их снимать?

— Да, в 21 веке нет клипов — нет артиста. Как только появлялись свободные деньги, мы их вкладывали в съемку видео. Неплохим получился клип на «Просто я бегу». Недавно с Владимиром Кисловым и Аркадием Кацем мы сняли клип на песню «Галилео Галилей». Сейчас вот снимаем видео на песню «Брэд Питт». С массовкой, шоу-балетом. Хохма в чистом виде, стеб. Еще вот только что с Володей Кисловым мы записали песню «Алтайский ветер». Давно хотел написать песню о малой Родине. И на эту песню мы хотим сделать грандиозный клип. Уже договорились насчет съемок с вертолета. Хочется, чтобы в клипе были показаны наши алтайские просторы.

— Расскажите о вашей семье...

— Дочери восемь, занимается музыкой в ансамбле «Сентябринки» при музыкальном училище, и у нее довольно неплохо получается. Поет, на фортепиано играет, танцует. У жены собственное агентство по организации праздников. Семейный тыл — это очень важно. Если бы Светлана хотя бы раз сказала: «Ну и зачем ты бренчишь свои песенки на гитаре» — мне было бы тяжеловато. И я благодарен ей за то, что последние лет пятнадцать занимаюсь любимым делом, а семья поддерживает меня в этом.

— Говорят, вы большой любитель футбола...

— Да, я страстный болельщик. В прошлом году летал смотреть чемпионат Европы по футболу. С интересом следил за чемпионатом мира по хоккею. Когда в четвертьфинале сборная России проиграла американцам, многие наших ругали. А мне кажется, что у наших ребят просто был «нефартовый» день. Если бы Овечкин забил на первой минуте, мы бы выиграли. Я в детстве, кроме тенниса, занимался еще футболом и хоккеем. И прекрасно помню, что бывают такие дни, когда руки висят плетьми, а ноги не бегают.

— Какие планы на будущее?

— Сейчас я дописываю свой седьмой альбом. Уже готовы девять песен. Когда альбом выйдет — пока не могу сказать. Шестой мой альбом — «Жить, чтобы жить» — вышел в апреле 2013 года, совсем недавно. Так что спешить мне некуда.

Самые яркие и скандальные новости Алтая у нас в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах