Сам вождь отправлен на задворки, и — вот парадокс истории — решающую роль в этом сыграли коммунисты. Не отстояли, революционной непоколебимости не хватило. Твердости характера. И не сказать ведь, что пришлось последователям Ильича выдержать мощное давление чиновничества. Так, пошумели да и смирились. Видать, не больно надо было. Да и то сказать: не буржую ведь какому честь воздают — крестьянину. А он всегда в союзниках у коммунистов числился. А Ильич — ну что Ильич? Хлопотно с ним последнее время было. Осыпался вождь, а подмазатьподкрасить ни у кого ни времени не находилось, ни лишнего ведра цемента.
Новый памятник хоть и назвали пафосно «Его Величеству Крестьянину», но люди как прозвали сразу «Сеятелем», так «Сеятелем» он, похоже, и останется. Примут ли его барнаульцы — чего гадать, время покажет. Гостям краевой столицы — тем, думается, любопытно будет посмотреть. А если тургруппе гид толковый попадется — то и фотографироваться на фоне памятника этого захотят.
А уж если местная публика в обнимку с «Сеятелем» станет сниматься — вот это и будет фактическим признанием уместности «Крестьянина» на главной площади города. Можно долго рассуждать на тему, хорош ли памятник, — мы все в душе ведь скульпторы! Как, из чего ваять, — нам объяснять не надо. Но может быть, оставим это тем, у кого «скульптор» в трудовой записано? Им это сейчас нужнее.
А мы — о сути. О том, что почти все мы — на самом деле потомки тех переселенцев. Не все из них приехали на Алтай чуть больше века назад «по зову» премьерминистра России Петра Столыпина. Массовое переселение на Алтай из российских губерний началось еще в середине девятнадцатого века. Как пишут историки, земли Алтайского округа имели особую популярность в среде мигрантов из европейской части России. Их очень устраивали природноклиматические условия, благоприятные для выращивания хлеба. А для жизни — так и просто прекрасные. Это сейчас твердят все кому не лень про зону рискованного земледелия. Тогда же, думается, сеяли и радовались. Просторам, урожаю…
Опять же по данным историков, с 1906 по 1914 год на территорию Алтайского округа приехал без малого миллион переселенцев, включая «самовольцев» и ходоков. Не все, как было обещано, получили земельные наделы, но большинство осталось, обустроилось. С конца века и до 1917 года на Алтае возникло более тысячи новых поселков.
Так что памятник как «символ поклонения крестьянству, которое во все времена является основой государства и продовольственной безопасности страны», — вполне уместен в аграрном регионе.