МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Барнаул

Барнаул — Сухум

Алтайские байкеры побывали в Абхазии

Почти год понадобился барнаульскому байкеру Жану Адамайтесу, чтобы  осуществить давнюю мечту — организовать мотопутешествие  в Абхазию, к Черному морю. Наш герой, что и говорить, изрядный авантюрист. Десять тысяч километров и на автомобиле — то еще приключение. И тем не менее Жан с двумя друзьями-байкерами «сделали сказку былью».

О своих дорожных впечатлениях они рассказали корреспонденту «МК».

Дорога на юг

— Готовиться к поездке мы начали примерно за год. Нужно было детально разработать маршрут, подготовить технику, с деньгами собраться.  Решили ехать через Омск, Челябинск, Уфу, Волгоград, Краснодар, а там через Джубгинский перевал, мимо Сочи — в Абхазию,— рассказывает Жан.— От Барнаула до Сухума намотали пять тысяч километров. Это пять дней чистого пути.

Дорога оказалась непростой. Дело и в плохом качестве наших трасс, и в тяжелых погодных условиях (дождь и жара, местами до 45 градусов, очень выматывали), да и просто физически тяжело сутками за рулем байка.

— Но все эти сложности с лихвой компенсировались впечатлениями, — говорит другой участник мотоэкспедиции Андрей Мохнин. — Ведь в каждом городе свой колорит, даже воздух везде разный. В Башкирии, например, вдоль дорог стоят нефтяные вышки, все пропитано запахом сырой нефти. На Алтае пахнет по-другому — лесом, полевыми травами.
К счастью наших путешественников, серьезных поломок в пути не было, японская техника не подвела. Единственная досадная мелочь — из-за вибрации на плохом асфальте у мотоциклов отвалились задние крылья и пришлось их чинить в пути. Но в целом байки в дороге не подвели.

Пейзажи и развалины

Абхазия мгновенно берет в плен тех, кто здесь впервые, — красивейшими  пейзажами, серпантинами горных дорог, альпийскими лугами, уникальными карстовыми пещерами, бесчисленным множеством экзотических растений. В Сухуме барнаульским байкерам больше всего запомнились старинные памятники и — на контрасте — кварталы брошенных, полуразрушенных домов.  О  войне с Грузией в 1993-1994 годах здесь сегодня напоминают не только руины. В одной из усадеб на постаменте стоит российский танк «Т-55». Видно, что ему досталось в боях, сегодня этот танк служит памятником абхазским танкистам. На постаменте памятная доска с именами членов экипажа, погибших в бою.

Проблемы? Решим!

Сегодня в Абхазии живут около трехсот тысяч человек. В Сухуме — примерно пятьдесят тысяч.

— Менталитет абхазцев сложно описать в двух словах, — говорит Жан. — В них горделивость и горячность преспокойно сочетаются с какой-то просто детской наивностью, открытостью. И еще они очень гостеприимные и радушные хозяева.

— Приехали мы в дом к моей родственнице, — продолжает Жан. — Для нас был накрыт совершенно роскошный стол. Только сели — слышим, соседи, двое парней, шумят у калитки.  «Теть Нин, слышали, к вам гости приехали? Можно и мы придем?».  Такая у них в Абхазии традиция. Пришли, сели чинно за стол. Ни слова не говорят, нас рассматривают. Потом один из них, Або, спрашивает: мол, парни, вы байкеры? Киваю. А он  нам так покровительственно: «Оставьте-ка вы здесь свои мотоциклы. По республике покататься я вам «Волгу» дам. А то народ у нас горячий, мало ли что». От этого щедрого предложения мы отказались: не за тем же пять тысяч километров ехали, чтоб байки во дворе пылились. Або,  как потом оказалось, в республике человек авторитетный, помощник депутата.  Его младший брат Самвел и стал нашим гидом по Абхазии.

И вот наконец наши путешественники на побережье Черного моря. Знаменитые абхазские песчаные и галечные пляжи, чистейшая голубая вода, вокруг удивительной красоты горы…
— Мы приехали на заброшенный нефтеналивной пирс,— говорит Жан,— море, песок, лазурная вода… Такая безмятежность, такое спокойствие, и вдруг метрах в двухстах выстрел из «калашникова». Потом еще три. Всю нашу расслабленность, разумеется, как рукой сняло. Только провожатый наш и бровью не повел.  Здесь, говорит, стрельбище, а оружия в каждой семье предостаточно. Вот и выезжают по-семейному искупаться-отдохнуть, а заодно и в стрельбе попрактиковаться.

На всем побережье на удивление хорошая экологическая ситуация. Чистейший воздух, прозрачная вода, нетронутая роскошная природа.

— Как мы поняли, это связано с тем, что вблизи побережья нет промышленных производств, которые могли бы нанасти вред природе. У берега, например, полно мидий, — рассказывает Андрей Мохнин, — мы их собирали и жарили прямо на берегу. У нас от такого изобилия деликатесов глаза загорелись. Самвел тоже загорелся, но с местным колоритом. Поедем, говорит, обязательно поедем порыбачим, только надо гранату  ручную мне захватить. Мы: да зачем, да удочки за глаза… «Сначала с удочкой, а потом я гранату брошу.  Килограммов десять рыбы соберу».  И до того упрямый — кое-как отговорили…

Золотая молодежь

Как и в России, в Абхазии очень заметно социальное расслоение. Большая часть населения живет весьма и весьма небогато, но и здесь есть и своя элита, и «золотая молодежь».

— Как-то на заправке к нам подъехал «Гелендваген».  Из него вышел молодой абхаз. Начал  было рассматривать наши мотоциклы, но быстро потерял интерес. «У меня круче есть!», — махнул рукой и уехал. Самвел потом нам пояснил, что это был сын местного олигарха и в гараже у него больше 20 автомобилей и пять мотоциклов.

— Мы как-то видели, как этот самый сын олигарха катался по пляжу на квадроцикле, — рассказывает Жан, — и у него ключ зажигания выпал. Один звонок — и такое впечатление,  что туда мигом съезжается половина Абхазии и начинают песок просеивать. Человек 50-70 приехали. А хозяин квадра в тенечке отдыхал.

А вот кортеж президента республики оказался куда скромнее. Барнаульцы повстречались с ним на трассе Сухум — Гагры.

— Штук пять новых «крузаков», пара «мерсов» и две гаишные машины, никого не сгоняли с трассы, ничего не перекрывалось, — комментирует Жан.

— На мой взгляд, абхазы могли бы жить очень хорошо,— считает Андрей Мохнин. — Туризм быстро поднял бы экономику с колен. Тут такое отличное море, такие великолепные пляжи, так много уникальных природных объектов. Взять, например, тот же Новый Афон —
в этом городе самая большая карстовая пещера в мире. В ней можно девятиэтажный дом построить, такой огромный грот. Вложи деньги в инфраструктуру, в  раскрутку и работай.
Андрей знает, о чем говорит: это здесь он простой парень на байке, а в Барнауле у него весьма успешный бизнес.

Вообще, по словам барнаульцев, поездка оставила у них двойственное впечатление. С одной стороны, Абхазия — удивительно красива, это без преувеличения «рай на земле».  Но в этом раю большая часть населения живет очень бедно. Кроме того, люди, конечно, до сих пор помнят о войне и всегда готовы вновь взять оружие в руки, отстаивая независимость республики.

Обратный путь прошел в штатном режиме, и байкеры вернулись в Барнаул без происшествий. В следующем году наши герои вновь собираются в путь. Куда — пока секрета не раскрывают, но подготовку к новым дорогам начинают уже сейчас.