— Людмила Алексеевна, для многих логопед — это специалист, который учит правильно выговаривать букву «р», и вроде как школьнику, научившемуся правильно говорить, он уже ни к чему. Так ли это?
— В начале года я провожу собрания с родителями, на которых рассказываю о специфике работы школьных логопедов, показываю результаты диагностики, проведенной с учащимися начальных классов. Сначала родители к моим словам относятся с некоторым недоверием: мол, о чем вы говорите, у моего ребенка все в порядке, он же не картавит, правильно говорит букву «р». Даже, бывает, приносят заключение логопеда, выданное в дошкольном учреждении, где сказано, что у ребенка нет речевых проблем. Как правило, речь, если нет каких-либо серьезных отклонений, действительно формируется в дошкольном возрасте. Дети хорошо говорят, умеют излагать свои мысли, а вот в письменной речи и при чтении — сплошные неудачи. Кто-то путает звонкие и глухие согласные, например, пишет «папушка» вместо «бабушка», кто-то никак не может освоить правила написания жи-ши, некоторые пропускают в словах гласные, меняют буквы местами, не видят границ предложения...
— Ну, возможно, ребенок в начальной школе еще не освоился, а к классу второму-третьему научится наконец читать и писать?
— Логопедическая диагностика очень просто позволяет выявить, есть ли у ребенка логопедические нарушения или он просто ленится, невнимателен, неаккуратен. Родителей и учителей должен насторожить тот факт, что ошибки идут стандартные, часто повторяющиеся на протяжении длительного времени. При этом ребенок может «назубок» знать правила правописания, а вот применить их на практике у него никак не получается. К тому же логопедические проблемы могут сказаться и на других предметах. Как, например, ребенку освоить английский, если он с трудом воспринимает устную и письменную речь, не различает звуки? Он может десять раз прочитать задание к математической задаче, так и не поняв, что от него требуется. Проблемы будут копиться, как снежный ком, ребенок — комплексовать, переживать из-за своей неуспеваемости, и, если своевременно не вмешаться, этот груз он будет нести через всю школу. Практика показывает, что, как только удается убрать эту «спотыкалочку», то есть логопедический изъян, улучшается успеваемость по всем предметам. Но решать проблему нужно до пятого класса, потом это сделать гораздо сложнее, а порой и уже невозможно.
— А есть статистика, насколько часто у детей встречаются подобные логопедические проблемы?
— Дисграфия и дислексия были всегда, но они встречались не так часто и были не столь выражены, как сегодня. По данным исследований, 52,2% современных детей имеют эти нарушения, и, как показывает статистика, с каждым годом ситуация только усугубляется. Как выразилась моя питерская коллега на одном из семинаров: «Россия буквально захлебывается в ошибках». И скажу вам, Алтайский край не исключение. Когда я провожу диагностику среди первоклашек, полностью с заданиями справляются два-три человека, примерно в 50% случаев помощь логопеда не будет лишней, для остальных в классе она просто необходима.
— В чем же причина?
— Над этим вопросом сегодня ломают голову ученые всего мира, но точного ответа пока нет. Лично я разделяю точку зрения тех специалистов, которые считают, что ситуацию усугубляют экология, экономическая нестабильность, стрессы. Все это сказывается на увеличении патологий беременности, во многих случаях сложно проходят роды, что становится причиной родовых травм, детских заболеваний. Поэтому, когда мы говорим о сложностях в усвоении письма и чтения школьниками, на первое место должна ставиться неврология и только потом логопедия. Прежде чем начать работать с «трудным» ребенком, я направляю его на консультацию невропатолога или детского психолога, так как эту проблему нужно решать только комплексно.
— А часто приходится в ответ на такие рекомендации слышать от родителей высказывания, что, дескать, мой ребенок не псих, зачем ему невропатолог?
— Все реже. Родители стали более грамотными, и все меньше упоминание невропатолога вызывает негативную реакцию. Консультация этого специалиста, так же как и психолога, никому не помешает, хуже от этого однозначно не будет.
— Часто можно услышать мнение, что дети стали безграмотно писать, потому что перестали читать книги... Что вы скажете на это?
— Я только за, если дети будут больше читать. Но другой вопрос: заставить современных детей взять в руки книжку действительно бывает сложно. Не во всех семьях привита культура чтения, взрослые предпочитают вечером посмотреть телевизор, а ребенок чем хуже? Есть и другая проблема. Как я уже говорила, детям, имеющим логопедические нарушения, сложно дается чтение, они проглатывают окончания у слов, пропускают строчки и слова, не могут вникнуть в то, что написано. Как говорится, «смотрят в книгу — видят фигу». А если ребенку что-то дается с трудом, он предпочитает этого не делать. Ведь проще посмотреть мультик, чем корпеть над чтением. На наших занятиях мы с ребятишками учимся читать, причем делаем это в игровой форме, чтобы они не стеснялись. И вы знаете, когда у них начинает получаться, они читают с большим удовольствием. Родители тоже могут пофантазировать и превратить процесс чтения в увлекательное занятие, а не в пытку.
— Можете привести пример какой-нибудь такой игры?
— Вот, например, метод, который проверен на моих собственных внуках, тоже воспитанных в эпоху современных технологий. Когда они были маленькими, я находила в Интернете какую-нибудь любопытную статью, с учетом возраста конечно, незаметно подбрасывала им, с пометкой, что это письмо от домовенка Кузи. Поверьте, любопытство брало вверх над ленью, и они с увлечением читали. Можно придумать и массу другим хитростей, нужно только включить воображение.
— Людмила Алексеевна, а может быть, причина кроется еще и в том, что мы, родители, настолько измотаны, что нам и поговорить-то с детьми некогда?
— Очень верное замечание. Ритм современной жизни, когда родители с утра и до вечера крутятся, как белки в колесе, чтобы просто выжить, не дает возможности уделить достаточно времени своим чадам. В итоге дети страдают не только от нехватки общения, но и из-за вашей возможной нервозности, невнимательности. Что тут можно посоветовать? Находите время для своих детей, проводите с ними вечера, выходные дни. Разговаривайте с ними, интересуйтесь их жизнью.
— А если ребенок всегда учился хорошо, и вдруг у него посыпались двойки по русскому языку. Не повод ли это насторожиться: возможно, он переживает какие-то личные проблемы?
— Если у ребенка вдруг падает успеваемость, не нужно хвататься сразу за ремень, ругать за плохие отметки, действительно необходимо разобраться, что может его волновать на данный момент. Недавно ко мне обратилась педагог начальных классов. Ее ученик, умненький мальчик, круглый отличник, вдруг скатился на двойки по русскому. Я провела с ним диагностику — никаких отклонений не обнаружила. Тогда стала разбираться глубже, и выяснилось, что мама с папой разводятся, ребенок в стрессе, а до него, по большому счету, никому нет дела.
— В чем отличие ваших уроков от уроков русского языка?
— После проведения диагностики и выборки детей, нуждающихся в помощи логопеда, я разбиваю их на группы по специфике имеющихся проблем, и мы целенаправленно работаем над их исправлением. Мои занятия проходят в игровой форме, я рассказываю детям сказки, героями которых выступают буквы, использую большое количество наглядного материала. Мы не только пишем, но и лепим, рисуем, клеим и пр. Детям интересно, у них появляется мотивация.
— Людмила Алексеевна, из нашего разговора становится понятно, что для многих детей логопед — это тот специалист, без помощи которого им будет сложно двигаться дальше по школьной программе. В то же время далеко не во всех школах есть ставки этих педагогов...
— Действительно, несмотря на то что логопедические проблемы у школьников усугубляются, ставки логопедов в общеобразовательных учреждениях стабильно сокращаются. Взамен открываются речевые центры, но, на мой взгляд, такой подход не очень удобен. Не каждый родитель найдет время возить туда на занятия своего ребенка, да и теряется взаимосвязь между учебной программой и логопедическими занятиями. Я, например, очень тесно сотрудничаю с учителями начальных классов, и мы стараемся вместе решить возникшие у ребенка трудности.