Виза и дорога
Для поездки во многие страны Европы россиянину требуется шенгенская виза. Получить ее нетрудно, но процесс не назовешь простой формальностью. Хотя бы потому, что ближайший визовый центр находится в Новосибирске и требуется обязательное личное присутствие. Можно обратиться в агентства, которые все организуют за определенную плату. Но если немного подумать и сделать все самому, то платить придется гораздо меньше. Документы у нас с женой приняли с первого раза, и уже через 10 дней в загранпаспортах стояли необходимые отметки.
Любопытно, что для этого необходимо предоставить бронь на авиабилеты, оплаченное проживание в отелях на все дни пребывания, справку о доходах с места работы. Мол, уважаемый итальянский консул, к вам в гости едет не какой-то нелегал из Барнаула, а турист с деньгами, у которого на родине есть семья, работа и прочие сдерживающие факторы. Перелет получился долгим, от двери квартиры в Барнауле до итальянского отеля и обратно он занял по 20 часов. Все из-за сложного маршрута
Барнаул — аэропорт (Новосибирск) — стыковка (Санкт-Петербург) — Милан туда и Рим — стыковка (Москва) — аэропорт (Новосибирск) — Барнаул обратно. За восемь дней мы посетили Милан, Венецию и Рим.
Дорогой Милан
С точки зрения туристических достопримечательностей и общей дороговизны Милан значительно проигрывает другим итальянским городам. Самостоятельная экскурсия в мировой столице моды и шопинга началась для нас с кафедрального собора «Дуомо» — здания в готическом стиле, полностью построенного из мрамора. Далее прошли к замку Сфорца, где когда-то жили миланские герцоги. Нет смысла пересказывать историю достопримечательностей, превращая статью в туристический путеводитель. Лучше один раз увидеть.
За замком раскинулся большой парк, на краю которого находилась Арка мира. Ее начали возводить по требованию Наполеона после завоевания Италии, но, когда военная мощь императора ослабла и его войска прогнали из страны, работы приостановились. В скором времени арку достроили, однако символизировала она отнюдь не величие Наполеона, а окончание войны. И вот, чтобы пройти к ней, нужно пересечь парк. Днем здесь очень красиво: пруды с утками, аккуратненькие лавочки, ухоженные деревья и газоны. Но в темное время страшновато. По крайней мере нам так показалось.
В этих ваших «Европах» мигранты прохода не дают...
Чем больше мы углублялись, тем меньше людей встречалось на пути. В один миг мы почувствовали, что остались в безлюдном вечернем парке одни. И тут заметили, что с разных концов к главной дороге спускаются подозрительного вида люди. Они были похожи на ярких участников клипов про афроамериканское гетто. Может быть, у страха глаза велики, но в тот момент у нас было 1 100 евро наличными. «Вдруг в отеле украдут», — подумали мы ранее и решили носить с собой. Местные с любопытством разглядывали нас, но агрессии не проявляли.
Сразу вспомнились истории, что в каждом крупном городе есть районы, где туристам лучше не появляться. Ускорив шаг, мы услышали музыку и почему-то подумали, что она доносится из кафе или ресторана. Чуть ли не с разбегу заскочили в сквер, и нам открылась еще более пугающая картина. Компания чернокожих ребят заняла несколько лавочек. Из колонки для телефона качала музыка, вокруг стоял плотный дым. Может, модные вейпы, а может, кое-что другое...
Мы двинулись в сторону еще быстрее, а вслед послышались выкрики, вперемешку с хохотом. Казалось, тут как с бешеной собакой. Если рванешь бегом — значит, покажешь, что боишься, и тогда точно разорвет. К счастью, все обошлось. Пять минут страха быстрым шагом, и мы оказались у бокового входа, выскочив на оживленную магистраль с магазинами и гуляющими итальянцами.
Миланские каналы
В тот вечер мы побывали в нескольких бутиках мировых брендов одежды и обуви. Конечно, ничего не купили, поглазели, как в музее. Например, демисезонное пальто одной известной фирмы стоило 140 тысяч рублей на наши деньги. На следующий день предстояло главное событие, собственно то, зачем мы приехали в дождливый ноябрьский Милан, — матч. Но перед этим успели посмотреть миланские каналы. Это, конечно, не Санкт-Петербург, Венеция или Амстердам, но все же достаточно живописно. К их проектированию когда-то приложил руку сам Леонардо да Винчи. Раньше это была окраина города, по ним доставлялись грузы, в том числе мрамор для Дуомо. Сегодня здесь приятно прокатиться на лодке в погожий денек или прогуляться по набережной.
Derby della Madonnina
Для футбольного болельщика противостояние «Милана» и «Интера» в представлении не нуждается. Миланское дерби, или «Della Madonnina», от итальянской традиции называть матч именем какой-нибудь достопримечательности города. В этом случае — статуи Девы Марии Madonnina на верхушке собора Дуомо. Сами миланцы делятся на две половины: болельщики красно-черных («Милан») и черно-синих («Интер») — россонери и нерадзурри. Стадион «Сан-Сиро» — домашний для обоих клубов, а встреча двух команд на нем — одно из важнейших событий в мировом футболе, обычно происходящее два раза в год.
Сооружение с трибунами по 50 метров высотой вмещает 80 тысяч зрителей. Сложно передать словами, что там творится во время дерби, когда эмоциональные итальянцы начинают еще более неистово болеть. Даже добраться туда на метро за несколько часов уже проблематично. Мы были вынуждены пропустить несколько полных вагонов и потом кое-как втиснуться на стоячее местечко возле дверей. Вместимость стадиона — это как 20 барнаульских Дворцов спорта или шесть стадионов «Динамо» по количеству орущих глоток. При этом стычек фанатов не наблюдается. А еще в буфетах свободно продают разливное пиво. Цена — 350 рублей стакан. Однако никаких пьяных драк и разборок не происходит, как и давки после матча. Переходы и выходы построены настолько хитро, что огромная толпа может покинуть арену за несколько минут.
Исторически за «Милан» болели простые рабочие, в то время как «Интер» считался командой зажиточного среднего класса и буржуазии. Такое разделение многие годы придавало спортивному противостоянию еще и черты социальной борьбы. К концу ХХ века эти различия постепенно стерлись. Во многом потому, что владельцем «Милана» стал давний друг России, бывший премьер-министр Италии и медиамагнат Сильвио Берлускони. С его приходом в 1980-х в клубе появились серьезные деньги.
…Матч завершился вничью — 2:2. «Интер» немного омрачил нам поездку, сравняв счет на последней минуте.
Наутро мы уже бежали с тяжелыми сумками на вокзал — к поезду, отходящему в Венецию. Отель был далеко, но мы проехали большую часть на троллейбусе зайцами. Так уж получилось, что в местном общественном транспорте нет кондукторов. Пассажиры, как в советское время, сами подходят к «компостеру», прикладывая билеты со штрих-кодом к считывателю. Покупать их надо в терминалах возле остановок. До того, как понять эту систему, я честно пытался привлечь внимание водителя, полностью отгороженного стеклом. Кричал ему «бонджорно» и махал купюрой в пять евро. «Зайди контролер, и мы попали бы на большой штраф», — думал я уже в поезде, уходящем в Венецию...
Продолжение следует...
Читайте также
Когда сам открываешь тайны... Корреспондент «МК на Алтае» — о поездке в Венецию и Рим