Напомним, ровно год назад в день своего возвращения в президентское кресло Владимир Путин подписал ряд указов, которыми определил дальнейшее развитие России. В основу президентских поручений легла предвыборная программа Путина, которая в итоге стала руководством к действию для правительства и глав регионов на ближайшие шесть лет. По словам президента, задачи были поставлены амбициозные, но вполне выполнимые — даже в тех непростых условиях, которые складываются сейчас в мировой экономике. Также глава государства заметил, что за реализацию предвыборных обещаний спрашивать будет жестко как с министерских чиновников, так и с глав регионов, на которых возложена публичная персональная и политическая ответственность.
«Как исполнить наказы президента и не загнать регионы в долги?» — этот вопрос стал ключевой темой обсуждения на совместном заседании Совета при полпреде и Совета МАСС. По подсчетам экспертов, на реализацию указов президента в части повышения заработной платы бюджетникам, ликвидации очередей в детские сады, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем в ближайшие два года регионам СФО потребуется порядка 944 млрд рублей. Таких денег, признается председатель правительства Красноярского края и руководитель КС МАСС по экономической политике, финансам и инвестициям Виктор Томенко, даже с учетом федеральной поддержки в регионах попросту нет. Чтобы изыскать дополнительные ресурсы, регионы вынуждены «ужиматься» в расходах, откладывать на неопределенные сроки ряд бюджетных инвестиционных проектов. Но и этих мер, как показывает практика, недостаточно. Потребность в денежных средствах по-прежнему остается огромной — порядка 550 млрд рублей.
— Стоит отметить, что в начале пути у всех субъектов РФ была различная стартовая ситуация, тем не менее требования по исполнению указов президента для всех регионов одинаковы — показатели определены и должны быть достигнуты всеми в установленные сроки. За текущий год регионы полностью оценили потребность в средствах, необходимых для исполнения поставленных задач, и приступили к реализации намеченных мероприятий. Однако, несмотря на все предпринятые нами меры, в настоящее время реализация указов президента не обеспечена в полном объеме финансовыми ресурсами, — отметил Виктор Томенко.
— Если даже такой экономически сильный регион, как Красноярский край, ощущает серьезную нехватку средств, что уж говорить о дотационных территориях, к которым относится Тува. У нас в республике утверждены все необходимые нормативно-правовые акты, ведется большая работа по оптимизации бюджетных расходов. Однако мы понимаем, что имеющихся сил и средств далеко не достаточно. Я встречался по этому поводу с президентом и, как мне показалось, нашел поддержку по ряду вопросов. Однако в правительстве я не могу найти понимания. Складывается впечатление, что министры просто не знают, что они делают. Все наши обращения в Минфин заканчиваются в лучшем случае выделением нам бюджетного кредита. Это только усугубляет ситуацию в и без того дотационном регионе. Доходит до того, что детские сады нам приходится строить на коммерческие кредиты, — высказался по этому поводу председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол.
Республика Тыва не единственный регион, который, реализуя указы президента, вынужден прибегать к заемным ресурсам. Так, по последним данным Министерства финансов РФ, госдолг по Сибири уже составляет 153 млрд рублей. Алтайский край на этом фоне выглядит вполне благополучно. Общий объем долговых обязательств перед государством у нас не превышает 1,8 млрд рублей, в то время как долг того же Красноярского края составляет 37 млрд, а соседней Новосибирской области — 22,5 млрд рублей. Краевые власти рассчитывают на то, что и в дальнейшем нашему региону удастся избежать кредитной кабалы даже с учетом того, что с каждым годом потребность в финансах, по прогнозам экономистов, будет только расти. В этом году на реализацию указов президента бюджетом края выделено 4,5 млрд рублей, на все про все не хватает еще порядка 1,8 млрд. В будущем году эти цифры могут удвоиться.
— Мы рассматриваем возможность использования заемных ресурсов, но в последнюю очередь будем прибегать к коммерческим кредитам. Если и будем занимать, то в виде бюджетных кредитов, которые предоставляет министерство финансов. Обслуживание таких займов минимально, да и в случае проблем с бюджетом есть возможность их реструктуризации и пролонгации сроков возврата, — поделился своим видением ситуации губернатор Алтайского края Александр Карлин. Однако, подчеркнул губернатор, первоначально будут использоваться внутренние ресурсы региона, мобилизовываться все бюджетные возможности — как края, так и муниципальных образований.
— Но объективный анализ ситуации свидетельствует, что без помощи федерального бюджета нам не обойтись,— заметил Карлин.
Представитель Минфина Вадим Васильев, послушав сибирских губернаторов, призвал их не драматизировать ситуацию. В своем докладе он представил вполне оптимистичный сценарий, сообщив, что на 1 мая 2013 года доходы регионов выросли, а вот расходы, напротив, сократились. На перспективу Министерство финансов РФ прогнозирует стабилизацию роста государственного долга и дефицита региональных бюджетов. Также в виде дотаций регионам будет выделено в этом году 100 млрд рублей из федеральной казны на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы (60 млрд уже направлено в регионы). Но чтобы эти средства получить, регионы должны принять так называемые «дорожные карты», которые являются своеобразными обязательствами по реформированию социальной сферы, образования, здравоохранения и т. д. Пока они согласованы только у трех регионов, в их числе и Алтайский край.
Однако с представленной Минфином оценкой показателей не согласился Виктор Толоконский, который заметил, что доходы регионов СФО в I квартале 2013 года возросли к уровню прошлого года всего-то на процент, а у 7 из 12 регионов роста доходов вообще не наблюдалось.
— Сибирские регионы сильно зависят от мировой конъюнктуры, налог на прибыль здесь занимает большую долю, поэтому доходы бюджетов еще сократятся, — отметил полпред.
— Позитивные рапорты о росте доходов должны быть выверены с учетом публичных прогнозов Мин-экономразвития. Чтобы стартовая база и оценка трендов совпадали, чтобы для выполнения указов президента у нас были одинаковые с ключевым министерством прогнозы и оценки, — высказал предложение губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.
В ходе обсуждения руководители регионов высказали предложение провести совместное совещание с Минфином, чтобы урегулировать все нестыковки.
— Надо просить о встрече с министром финансов, чтобы мы могли наконец-то поговорить и понять друг друга. Времени на выполнение указов остается мало, и эта встреча должна состояться уже в мае — начале июня, — обратился к собравшимся глава Хакасии Виктор Зимин.
Полпред заверил коллег, что высказанные губернаторами предложения будут включены в докладную записку главе государства, которую он планирует подготовить в ближайшие дни.
— У сибирских регионов с министерством финансов складывается разное видение многих серьезных проблем, поэтому необходимо четко согласовать наши действия. Однако нужно понимать, что решить поставленные задачи невозможно только за счет привлечения дополнительных финансов. Сегодня нельзя просто ходить и выпрашивать деньги. Нужно совершенствовать всю организационную работу, использовать принципиально новые управленческие подходы, которые необходимо разрабатывать как на уровне федеральных органов власти, так и на уровне субъекта и отраслей, — подводя итог обсуждению сказал Виктор Толоконский.