Чего ждать от «коллекторского» закона?

С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон, регулирующий коллекторскую деятельность

Федеральный закон, регулирующий коллекторскую деятельность, вступит в силу с 1 января 2017 года. Согласно его положениям коллекторам запрещается применять физическую силу, угрожать ее применением, причинять вред здоровью или имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение. Звонить должнику можно не чаще двух раз в неделю только с 08.00 до 22.00 в будни и с 09.00 до 20.00 в выходные, а видеться раз в неделю. Более того, у должника есть право отказаться от общения с кредитором и коллектором, для этого ему надо отправить заявление об отказе через нотариуса или законным письмом с уведомлением.

С 1 января 2017 года вступит в силу федеральный закон, регулирующий коллекторскую деятельность

В законодательстве был пробел

Борис Ларин, уполномоченный по правам человека в Алтайском крае:

«Ко мне периодически поступают жалобы на банки, коллекторские агентства и другие финансовые организации, которые требуют с людей долги. Есть жалобы обоснованные, а есть не совсем, когда заемщики банально не соблюдают условий договора. Как бы там ни было, все конфликты должны решаться цивилизовано. И закон, безусловно, актуальный и своевременный, потому что в законодательстве был явный пробел. И опасность заключалась в том, что люди использовали это в своих интересах, нарушали права других граждан, которые в силу различных обстоятельств, просто не могли оплачивать долги. Теперь есть четкие правила, и если кто-то нарушит его, последует определенная ответственность. Я полагаю, что желающих выбивать долги преступным способом в связи с этим будет меньше. И нужно помнить, что самим людям не стоит затягивать ситуацию. Когда в отношении человека используются незаконные способы работы, то стоит сразу же обращаться за помощью, не стоит доводить ситуацию до крайности».

Много шума, дела мало

Людмила Жгун, юрист, директор алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей»:

«Смысл в законе? Есть управление службы судебных приставов, которое должно исполнять судебные акты. Коллекторы нужны, чтобы напоминать о просроченной задолженности и не более. Если есть договорные отношения с банком, в документе прописана ответственность за нарушение обязательств — неустойки, штрафы, а через три месяца займодатель в праве расторгнуть договор и потребовать возврата денег. Дело идет в суд. Должник сможет оспорить предъявленные ему претензии, если посчитает, что проценты начислены неправомерно, попросит снизить неустойки, воспользуется своим правом.

А самое главное — действует закон о персональных данных. Банк не может разглашать ваши номера телефонов, адрес. Конечно, подписывая договор, потребитель может подписать и согласие на передачу данных при уступке прав банком иному лицу, но тогда должника должны уведомить об этом. Не думаю, что много найдется граждан, которые получали уведомления об уступке требований. Формально использован закон или в полной мере — вот решение вопроса. Думаю, что новый закон не нужен на практике, как не востребован и о банкротстве физических лиц. Шума много, а требуется лишь поступать по реально работающим законам».

Коллекторы – «шкодники»

Александр Чижевский, генеральный директор Юридической компании ZONT:

«Дело в том, что все коллекторы согласно этому закону будут входить в определенный реестр, по которому смогут выкупать долги у банков. В него попадут только те, у кого размер чистых активов составляет не менее 10 миллионов рублей. Исходя из этого, большинство коллекторских агентств выпадут из игры, а бандиты и хулиганы все равно останутся. Это нельзя просто взять и искоренить. Периодически будут возникать какие-то неприятные случаи. Но. Это будет пресекаться, накажут кредитора, который продал долг сомнительным коллекторам, и, мне кажется, что историй с беспределом должно стать меньше. Коллекторы смогут звонить только с зарегистрированных SIM-карт. Если будут звонки с «левых» номеров, то к этому можно будет и нужно относиться, как к банальному телефонному хулиганству.

Но обходить закон все равно будут. Допустим, некое коллекторское агентство, которое якобы чисто работает, понимает что с должника не получается законно стребовать долги. Что оно будет теперь делать? Вполне вероятно обратится к уличных хулиганам, которые вообще никакого отношения к нему не имеют, скажем так, «шкодники». Им дадут денег и скажут: «подожгите машину и на асфальте напишите, чтобы вернул долг». Это будет очень сложно отследить, потому что агентство скажет: «это не наших рук дело». И тут уже задача правоохранительных органов, разбираться с такими историями».

Удар по заемщикам

Василий Привалов, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Алтайского государственного университета:

«Принятие подобного закона назревало давно. По мнению законотворцев, документ позволит пресечь неправовые действия коллекторов при взыскании долгов. Положительные изменения в их поведении, конечно, будут, но нужно признать, что закон существенно осложнит взыскание задолженности. В первую очередь закон «ударит» не по коллекторам, банкам и МФО, а как раз по самим заемщикам. С должником, который сознательно не желает отдавать деньги, всегда проблематично, а чаще всего практически невозможно работать. В связи с принятием закона будут увеличены требования к потенциальным заемщикам с высокими рисками. Многие из них не смогут получить не только кредит, но и заем в МФО. И ведь это не всегда мошенники. Следующим шагом в реализации закона будет уход с рынка мелких коллекторских агентств. Их место займут крупные игроки, которым будут малоинтересны небольшие задолженности микрокредитных компаний. Кредиторы вынуждены будут обращаться в суды, что значительно увеличит их нагрузку. Справедливости ради нужно заметить, что 29 июля Госдумой принят закон о внесудебном взыскании долгов, позволяющий банкам на основании исполнительной надписи нотариуса на кредитном договоре напрямую обращаться к судебным приставам. Как это будет реализовано на практике — покажет время. Коллекторы тоже найдут бреши в законе. Например, будут создаваться агентства-клоны с практически идентичными названиями, от имени которых агенты будут звонить и встречаться с должниками. Кроме того, на практике, как правило, никто не фиксирует количество встреч, звонков и времени, коллекторы часто не представляются при разговоре, а просто требуют вернуть долг, что существенно осложняет гражданам возможность доказать нарушения закона коллекторами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Цивилизованный подход

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру