Алтайские туроператоры: туристическая отрасль вступила в кризис

На фоне стремительно меняющегося курса валют россияне, выстояв гигантские очереди, сметают с прилавков бытовую технику, электронику, хозтовары, одежду и даже автомобили. Некоторые магазины просто закрылись — весь товар раскупили, а новую партию еще не успели завезти. Однако есть бизнес-отрасли, которые этого ажиотажа не ощутили. Например, туристическая. Корреспондент «МК» провел опрос среди туроператоров, работающих в Алтайском крае и Республике Алтай, и выяснил, что они находятся в ожидании глубокого кризиса, уже третьего за последние 17 лет.

Собеседники «МК» в один голос заявили: декабрь хоть и считается несезонным месяцем для путешествий, но такого падения спроса давно не наблюдали. Больше всего проблем с заполняемостью международных направлений. Многие операторы уже закрыли некоторые программы с вылетом из Новосибирска, Барнаула и других сибирских городов. Повлиять на спрос не смогли даже значительные новогодние скидки.

— Нет спроса, потому что нужно не только улететь, но и приобрести валюту для платежей на отдыхе. Расходы за рубежом в новогодний период довольно высоки, — отметил Александр Смирнов, директор барнаульской фирмы «Плот». — Люди трезво оценивают свои возможности. В условиях, когда экономику лихорадит, далеко не все решаются приобрести турпутевку. Все же отдых всегда связан с какой-то стабильностью.

По словам Смирнова, сокращение уже коснулось и наиболее популярных для отдыха направлений: Таиланд , Египет, ОАЭ, Индонезия (остров Бали). А на лето будут оптимизированы турецкие, испанские, греческие программы туроператоров.

Экс-министр туризма Республики Алтай, директор туркомплекса «Манжерок», руководитель Ассоциации туристских организаций РА Сергей Зяблицкий то, что происходит в сфере международного туризма, назвал катастрофой. «Единственная более-менее закрытая позиция — организация эксклюзивных, дорогостоящих туров. Для вип-клиентов в первую очередь важно качество услуг, а не их стоимость», — подчеркнул Зяблицкий.

 

Эксперты сошлись во мнении, что многие игроки не переживут последствий кризиса и покинут рынок. Но в этом есть и положительные стороны.

— Рынок почистится, сейчас он чересчур раздут. Турагентства росли, как грибы после дождя. Рынок сократится, но вместе с тем станет более цивилизованным, — считает Александр Смирнов. — Мы только вступили в кризис. Его ощутят и агентства, и операторы. Тем более с нового года произойдут серьезные изменения в законодательстве: ужесточатся правила туроператорской и турагентской деятельности, возрастет финансовая нагрузка для захода на рынок и нахождения в нем. В первую очередь пострадают агентства, не имеющие хорошей клиентской базы, или ориентированные на горящие туры, то есть на дешевый сегмент туристических путевок.

Собеседники отметили, что несколько лучше дела обстоят с внутренним туризмом, где ценник на протяжении трех-четырех лет оставался практически неизменным. «Пока вся отрасль работает по старым ценам, по прежним расчетам рентабельности»,— заявил Сергей Зяблицкий. Директор «Плота» Александр Смирнов рассказал, что у его фирмы уже сейчас есть заказы на путешествия по Алтаю летом 2015 года, в том числе от иностранных туристов, и именно внутренний туризм должен нивелировать потери международных направлений.

По мнению Сергея Зяблицкого, сложная ситуация в банковской сфере скажется и на туристической отрасли. «Бюрократическая составляющая при оформлении кредита — это одно, это всегда было. А второе — банкам не хватает кредитных средств, хотя официально заявляется обратное. Сейчас уже пересматриваются проценты под выдачу кредита: будет далеко не 16-20 %, а 25-30%, возможно, и больше. Поэтому участники туристической отрасли находятся в неудобной ситуации», — аргументировал позицию руководитель Ассоциации туристских организаций Республики Алтай.

Опрошенные «МК» эксперты полагают, что туроператоры будут вынуждены пойти на оптимизацию расходов и в некоторых случаях сократить штат, а крупные компании могут закрыть филиалы в регионах. Александр Смирнов прокомментировал случаи, когда российские операторы требовали у туристов изменить условия уже купленных путевок. «Конечно, это неправомочные действия операторов — просить доплату за уже ранее оплаченные туры или сокращать количество дней в поездке. Это происходит не от хорошей жизни, однако компании, дорожащие репутацией, ни при каких условиях такого себе не позволят», — подчеркнул директор фирмы «Плот».

Как будут меняться цены на отдых, никто не взялся предсказать. Туроператорам придется подстраиваться под текущие экономические условия.

— К сожалению, сейчас работа по ценообразованию стоит на месте. Однозначно придется обозначать в каталогах два уровня формирования цены: при ранних продажах в феврале-марте и летом, — отметил Сергей Зяблицкий.

Несмотря на наметившийся кризис отрасли, собеседники «МК» с оптимизмом смотрят в будущее, полагаясь на богатый опыт. Две волны экономических потрясений — в 1998 и 2008 годах — они уже пережили.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру