Лидеры в модернизации
Известно, что профессиональный стандарт в школах региона будут внедрять поэтапно, сейчас ведется разработка нормативно-правовых актов и инструкций по их адаптации. По словам Александра Карлина, на пути к совершенствованию системы образования в крае есть весомые результаты — в росте зарплат педагогов, появлении молодых кадров, качестве условий обучения. Ключевым вопросом при переходе на профстандарты становится повышение мотивации, эффективности и качества работы педагогов, а также закрепление молодых учителей в школах края.
Начальник краевого ГУ образования и молодежной политики Юрий Денисов заявил, что, несмотря на сложные условия модернизации образования в регионе, край, по данным Минобрнауки, находится в числе лидеров по этому показателю в РФ. «В начальной школе уже завершается внедрение профстандартов, и результаты в регионе выше, чем средние по России, при том что у нас сложные условия для модернизации: велико количество сельских школ, а потому низкий уровень эффективности образовательной сети», — подчеркнул Денисов.
Условием дальнейшей модернизации станет реструктуризация образовательной сети региона, добавил Денисов, что фактически означает дальнейшее сокращение малокомплектных школ. Как и прежде, акцент в образовании намерены делать на профориентации выпускников и студентов, решении проблем обеспечения жильем молодых специалистов, повышении качества подготовки выпускников к реальной практической деятельности.
Наталья Ерохина, директор лицея № 8 Новоалтайска, уверена, что выпускники педвузов не мотивированы на работу в школах. «Не так давно я обращалась в Алтайскую государственную педакадемию в связи с образовавшейся вакансией учителя английского. Выяснилось, что большинство выпускников лингвистического института не планируют идти работать в школу», — замечает Ерохина. Решение проблемы собеседница видит в практикоориентированности учебного процесса, а нехватку кадров в лицее уже решают. Стратегически. У директора есть перспективный план, учитывающий, какие специалисты потребуются в ближайшие пять лет. «Сейчас речь идет об учителях химии, физической культуры, технологии», — уточняет Ерохина.
Минус половина
Геннадий Абрамкин, проректор АлтГПА, одного из пунктов подготовки педкадров с высшим образованием для региона, отметил, что контрольные цифры набора ежегодно определяются государственным заданием. Академия готовит студентов по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Однако только 46% выпускников закрепляется в системе образования региона. Цифра, как признал сам проректор, «плохая». Губернатор с ним согласился.
«Вы выпустили 100% контингента за государственный счет, и из них меньше половины пришло в профессию. Я ваш бакалавриат, специалитет вместе с магистратурой вижу в окошечке коммерческого киоска. Для вузовского педагога, который ведет занятия и точно знает, что две трети глаз, на него смотрящих, никогда не будут работать в профессии, неизбежна деморализация, которая влияет и на качество образования», — заявил Карлин.
В Педагогической академии сообщили, что проблему кадров намерены решать с помощью нового прикладного бакалавриата. АлтГПА стала экспериментальной площадкой по внедрению практикоориентированной программы для подготовки кадров. В ее учебном плане предусмотрена более серьезная практическая нагрузка: количество аудиторных часов сокращается, а практика в школе возрастает в полтора-два раза. Также речь идет о стажировках студентов продолжительностью до полугода в сельских школах региона. Несмотря на то, что пока программа образовательного стандарта не утверждена по линии министерства, АлтГПА намерена активно заниматься внедрением и планирует исправить низкие показатели закрепления выпускников. Проректор педагогического вуза заявил, что со следующего года академии будет выделено сто мест на подготовку выпускников по пятилетним программам прикладного двухпрофильного бакалавриата (готовит выпускников по смежным направлениям, к примеру, учителей по математике и информатике, русскому языку и литературе). На федеральном уровне алтайский вуз лоббирует идею о внедрении трехпрофильного бакалавриата. В специалистах сразу по трем предметам нуждаются малокомплектные школы края.