Мы пионеры — дети рабочих
Те, кому сегодня за сорок, поколение, воспитанное в СССР, успели застать время легендарных красных галстуков, ходили строем и пели у костра. Тогда мы жили в другой стране, рассказывают они, люди были другими и на мир смотрели иначе, сквозь призму партпропаганды. Силами бойцов идеологического фронта горячее желание трудиться на благо страны и ее будущего прочно поселилось в головах советских граждан вплоть до начала 80-х.
«Успех патриотической идеологии тогда базировался отчасти на страхе, ибо репрессии 30-х не прошли бесследно, отчасти на вере в будущее, — утверждает Ярослава Шашкова, доктор политических наук, завкафедрой политологии АлтГУ. — То поколение рождало страну в великой борьбе, пройдя через гражданскую войну, индустриализацию, как столетиями раньше Америка и Франция. Мощный слоган определил успех: мы живем ради наших детей. Люди, у которых раньше вообще ничего не было, были преисполнены благодарности и веры в будущее. Дети войны, родившиеся в 40-е, поколение шестидесятников и семидесятников в основном переняли опыт родителей, которые воспитали их в духе патриотизма. Тогда еще был живой пример родственников и семей, прошедших через кровопролитные исторические события. Позднее же, в 80-х, патриотизм все больше становился результатом системы воспитания и инерции массового сознания».
Работа по реабилитации патриотизма, но уже на основе поколения Y и частично миллениалов, тех, кто, пил слишком много колы, смотрел телевизор и никогда не был на войне, началась не вчера. Как замечает эксперт, это тренд, который проявляется с момента прихода к власти Владимира Пyтина. Начиная с 2000-х одним из запросов элиты и значительной части общества, которая поддерживала его на момент прихода к власти, было возрождение великой державы, сильной России. Если во время первого президентского срока национальная идея муссировалась, сейчас она главная на повестке дня. Изменения внешнеполитической ситуации, охлаждение отношений с Западом подкрепили тенденцию к сплочению внутри страны. Идеология стала единственно возможным субстратом, на основе которого может произойти консолидация в современных российских условиях, считает собеседница. В нее то и укладывается идея патриотизма.
Почти половина населения в актуальной возрастной структуре — это граждане, выросшие в новой политической реальности. Часть из них помнит детство в Советском Союзе, развалившемся у них на глазах, потом последовали реформы 90-х. В этом поколении говорить о патриотизме можно очень условно. Конечно, осталась прослойка носителей ретроспективного патриотизма, представителей старшего поколения, тех, кому сейчас за 60, но их становится все меньше, замечает профессор.
«Часть советского опыта до сих пор сохраняется в патриотическом воспитании и еще будет привноситься. Фактически вся ныне существующая система образования, партийная номенклатура базируются на советском опыте, так как его носители воспроизводят эту систему, воспитывая нынешнюю молодежь, обучая ее в этих же традициях», — предполагает Шашкова.
Доза патриотизма
О том, чтобы подрастающее поколение не забывало о величии и исторической миссии родины, сегодня заботятся учреждения культуры и вся система образования. Помимо центров патриотического воспитания и пришкольных клубов, в начале 2013 года в крае действовало 638 объединений аналогичного профиля, в работе которых, по данным отдела патриотического воспитания Краевого дворца молодежи, участвовала треть жителей края в возрасте от 14 до 30 лет. Причем с 2006 по 2010 год количество пропатриотических организаций возросло в пять раз. До конца 2015-го планы у взращивателей любви к родине более скромные — еще две аналогичные структуры.
О непременном присутствии нотки государственности заботятся детско-юношеские и подростковые центры, их в крае насчитывается 1 200. Там занимается более 180 тысяч ребят. Татьяна Величко, директор Алтайского краевого союза детских и подростковых организаций, отмечает, что проблем с финансированием у сторонников воспитательной работы в духе любви к родине нет. На организацию разного рода воспитательных проектов и программ до 2015 предположительно израсходуют более 37 млн рублей. Эта сумма была определена в программе на 2011-2015 годы. Одно можно сказать наверняка: поддерживают нужный градус патриотизма как на федеральном, так и на региональном уровнях.
«Наша задача сегодня — пропагандировать идею активной жизненной позиции, добиваться осознания молодым поколением, что все в их руках, от них зависит будущее образования, медицины, производства. На этом пути отдельно взятыми управлениями делается довольно много, но результат сильно пробуксовывает. Нам не хватает воспитательной работы со студентами, которые все чаще демонстрируют пассивность, занимают позицию ухода от ответственности», — комментирует собеседница.
Вера Попова, бывший комсомольско-партийный работник, директор детско-юношеского центра Новоалтайска, говорит, что патриотическое воспитание в городе реализуется вполне успешно. В центре работает сразу несколько таких направлений для детей до 18 лет, где занимаются более сотни ребят.
«Финансирование идет из бюджета городского округа. Недостатка в средствах не испытываем и можем позволить себе поездки на слеты, форумы, проведение акций, игр. Обучающиеся в военно-патриотическом клубе участвуют в мероприятиях ко Дням Победы, конкурсах патриотических песен, рисунков, спортивных праздниках, посвященных здоровому образу жизни», — рассказывает директор.
Собеседница уточняет: многое в нынешних организациях переняли из практики советской идеологической работы. Комсомол в новой модификации стремится отвлечь подростков от негатива, насилия на телеэкранах, пропагандируя позитивные практики, давая старт в светлое будущее. Кстати, замечает Вера Попова, выпускники всегда отличаются сознательностью и делают серьезные успехи в карьере.
Пробить телеэфир
Несмотря на серьезное внимание политиков к развитию патриотического воспитания, по мнению Татьяны Величко, открытым остается вопрос информирования, коммуникации с аудиторией. По-прежнему недоступно самое массовое СМИ — телевидение, — из-за дороговизны эфиров и отсутствия интереса у зрителя.
«Нужно стремиться к тому, чтобы предъяв-лять молодежи больше позитивной информации, связанной с родным регионом и государством. Что до вопросов, я намеренно не говорю «проблем» — в нашем обществе они всегда были. Но это ведь жизнь, такая же переменчивая, как погода. Мы на этом, не всегда положительном фоне должны видеть плюсы. В конце 80-х— начале 90-х вся наша региональная гражданская патриотика давалась в специальных эфирах, телепрограммах. Сейчас такие сюжеты не вызовут интерес у зрителей», — сетует Татьяна Величко.
«Меня в гипотетической идее создания телеканала смущает навешивание «патриотического» ярлыка, это всегда порождает сопутствующие проблемы, — высказывается главный редактор «Наших новостей» Михаил Гундарин. — Во-первых, непонятно, какой контент будет соответствовать такому названию. Взять, к примеру, познавательную передачу «Вокруг света»: сюжеты транслируют информацию об опыте других государств, о том, как живут люди там, и, надо сказать, неплохо. Ее по такому каналу, вероятно, не покажут. Во-вторых, как заработать на патриотизме — представляется сложно. Продавать рекламу на патриотическом ресурсе — это по меньшей мере неэтично. Можно предположить, что такой телепродукт едва ли ожидает зрительский успех, он может восприниматься в качестве воспитательной меры. К тому же будет огромное поле для компрометирования, ибо все зависит от того, кто будет эту идею реализовывать и в чьи руки попадет проект телеканала».
По мнению Ярославы Шашковой, вопрос результативности пропаганды патриотизма в новой версии также стоит под сомнением. «Даже в конце 80-х такие формы пропаганды уже не были эффективны, чувствовалась некая надуманность парадигмы, и это при том, что тогда люди были воспитаны советской системой, — комментирует эксперт. Нынешняя реабилитация патриотизма возможна в исключительно дозированной форме, и хорошо, если он будет опираться на знание аудиторией исторической судьбы государства, его территории. Мы должны гордиться конкретными фактами, ссылаясь на опыт и знания, а не возводить абстрактный лозунг «Россия — великая страна». Патриотизм в такой форме превращается в колосс на глиняных ногах и непременно будет отторгаться».