Не продается
Долгое время в деловой среде ходили слухи о том, что «Магнит» приобрел сеть «Мария-Ра» и таким образом хочет зайти в Сибирь. Однако представители обеих торговых сетей это опровергали. «Информация о том, что «Магнит» купил алтайскую сеть, — это просто слухи. Даже если бы была такая договоренность, то Сергей Галицкий и Александр Ракшин сделали бы это без публичной огласки. «Магнит» — достаточно сильный конкурент для алтайской сети. С другой стороны, компания Ракшина вызывает у нас уважение», — рассказала «МК» Наталья КИРИЧЕНКО, региональный менеджер по персоналу гипермаркетов сети «Магнит».
В «Марии-Ра» информацию о продаже также опровергали. «Это просто слухи. Компания не продается. Не в наших правилах останавливаться на полпути. Наша задача — удерживать пальму первенства в Сибири. Сюда приходят федеральные игроки, поэтому нам необходимо удерживать долю рынка и быть конкурентоспособными», — отмечал генеральный директор сети Александр ЯБЛОНСКИЙ.
Более того, алтайские предприниматели планируют самостоятельный дальнейший рост. «Годовая выручка сети без НДС в 2013 году составила 56 млрд рублей. План на 2014 год — 60 с небольшим миллиардов. Прирост будет. В рамках Сибири мы большая компания. Мы входим в десять крупнейших ретейл-компаний в России. С другой стороны, первая пятерка российского ретейла еще больше. Наши темпы роста соответствуют среднероссийским. Сейчас у нас 640 магазинов. Наша задача — довести их количество до тысячи. Это в рамках Сибири. Такое увеличение позволит нам добиться годовой выручки в 100 млрд рублей. Это позволит нам занять пятое-шестое место среди российских ретейлеров. Что будет после этого — жизнь покажет», — резюмирует Яблонский.
Как оказалось, «Магнит» решил выйти на сибирский рынок самостоятельно. Более полутора лет маркетологи сети изучали рынок Алтайского края и сочли его довольно перспективным. В феврале 2014 года в Барнауле открылся офис краснодарского ретейлера. Возглавил его человек с экзотическим именем — Ромуалдас Катилюс с. Алгимонто. Он родом из Прибалтики, окончил школу в Северодвинске, раньше возглавлял филиал «Магнита» в Брянской области.
После запуска барнаульского филиала началась плотная работа над открытием торговых точек. Были открыты три магазина в формате «у дома» в Барнауле. Причем интересно, что они расположились «нос к носу» с уже действующими точками «Мария-Ра». В ближайшее время будут открыты магазины «Магнита» в Бийске, Павловске, Алейске, Косихе и других населенных пунктах.
Гипермаркеты у дома
«Магнит» развивает в Алтайском крае не только формат «у дома», но и гипермаркеты. В октябре 2014 года в торговом центре «Арена» на Павловском тракте в Барнауле будет открыт первый такой магазин (на площади 8 тыс. кв. м, 250 человек персонала), к Новому году — второй, в Индустриальном районе Барнаула (180 человек) и, наконец, в сентябре 2014 года начнет свою работу аналогичный объект в Камне-на-Оби на площади около 2,5 тыс. кв. м.
В планах «Магнита» на 2015 год — открыть еще три гипермаркета в крае. Поставки в сеть будут осуществляться из распределительного центра в Новосибирске, который сейчас строится.
Отметим, что в 2014 году краснодарцы зашли сразу в несколько регионов Сибири: помимо Алтайского края, также в Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. Пока наибольшее количество точек открылось именно на Алтае. В перспективе — дальнейшее расширение сети в Новосибирске, Кемерове и Томске.
Большие перспективы
Как полагает Максим КЛЯГИН, аналитик компании «Финам Менеджмент», «Магнит» будет последовательно расширять свое присутствие в крае и в среднесрочной перспективе займет значительную долю локального рынка. Общая конъюнктура — неблагоприятная: выраженное давление на сектор розничных продаж оказывает спад в экономике, падение располагаемых доходов населения при достаточно высокой инфляции и, как следствие, сокращение спроса. Тем не менее в среднесрочной перспективе на планы компании по развитию экспансии в СФО это, по мнению аналитика, кардинально не повлияет.
«На мой взгляд, на сегодняшний день «Магнит» — самый эффективный российский ретейлер. Он сохраняет значительный потенциал развития бизнеса и выглядит, пожалуй, наиболее интересно с точки зрения соотношения риска и перспектив роста. Несмотря на рост конкуренции и увеличение масштабов бизнеса, компания продолжает демонстрировать впечатляющую динамику ключевых операционных и финансовых показателей. В ближайшие несколько лет компания, вероятно, продолжит показывать самые высокие в отрасли темпы развития розничной сети. Ключевыми конкурентными преимуществами компании выступают значительные компетенции и высокая эффективность бизнес-процессов, эффект масштаба, жесткий контроль над издержками и наиболее сильная транспортно-логистическая инфраструктура», — отмечает Клягин.