В Алтайском крае празднуют 100-летие Чуйского тракта

26 мая в Алтайском крае проходят торжественные мероприятия, приуроченные к 100-летию получения Чуйским трактом статуса дороги государственного значения. В них принимают участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов, губернатор Алтайского края Виктор Томенко, глава Республики Алтай Олег Хорохордин, председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин, начальники Управлений Росавтодора и подведомственных учреждений (ФКУ), а также ветераны дорожного хозяйства.

В Алтайском крае празднуют 100-летие Чуйского тракта
фото:

26 мая 1922 года постановлением Центрального исполнительного комитета РСФСР автомобильная дорога Чуйский тракт получила государственный статус. 100 лет – внушительный возраст. Впрочем, историки считают, что самой знаменитой трассе Алтая значительно больше.

В российских письменных свидетельствах о замысловатой дороге, ведущей до Китайского царства, сообщается впервые в XVI веке. При этом картографические изображения Чуйского тракта датированы XVII–XVIII столетиями. Тогда же широкую известность получил и одноимённый торговый путь.

В 1862 году Чуйский тракт стал героем первого полноценного газетного материала. Издание «Томские губернские ведомости» рассказало о ежегодных ярмарках, которые проходили на этом важном маршруте. Например, августовский «Калан», где купцы-чуйцы торговали преимущественно в долг, или рождественская «Шаланга», которая открывалась в декабре. С такой богатой разнообразной историей неудивительно, что, по мнению местных жителей, Чуйский тракт существовал всегда.

К слову, вплоть до начала XX века развитие торговли на Чуйском тракте серьёзно сдерживалось состоянием самой дороги, большая часть которой оставалась неподходящей даже для верховой езды. «С трудом вскарабкались мы до середины горного склона. Дорога становилась все круче, и поэтому я решил, что мне и моей жене будет лучше взобраться на гору пешком. Гора оказалась слишком трудной и для пешехода», – вспоминал тогда в своих записях известный российский этнограф и востоковед Василий Радлов.

Только в 1902 году был построен первый участок колесного тракта. Через 20 лет – признание государственного статуса дороги. Знаковое событие, которое без преувеличения можно считать вторым днём рождения Чуйского тракта.

В настоящее время это современная федеральная трасса Р-256, которая соединяет сразу три сибирских региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай – и связывает всю Западную Сибирь с Монголией и Китаем.

Когда по Чуйскому тракту ещё ходили караваны, путь от Бийска – исторического нулевого километра – до Кош-Агача занимал около десяти дней. После открытия полноценного автомобильного движения в дороге водители вынуждены были тратить двое суток с ночевкой. Сейчас же этот участок с комфортом можно проехать за один световой день.

Эта трасса входит в пятерку красивейших дорог мира и является уникальными «туристическими воротами» в самобытный мир Алтая. По  популярнейшему маршруту ежегодно проезжают миллионы путешественников. 

Чуйский тракт сегодня – результат многолетнего самоотверженного труда нескольких поколений дорожников. 26 мая в музее Чуйского тракта в г. Бийске (единственный в мире музей, посвященный отдельно взятой трассе) чествовали ветеранов дорожного хозяйства, которые своими руками писали историю самой главной автомагистрали Алтая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру