«Это не люди дождя»: алтайские педагоги рассказали о работе с особенными детьми

С 1 сентября в Барнауле открылся единственный в крае ресурсный класс для ребят с расстройством аутистического спектра (РАС) на базе школы №110. «МК на Алтае» выяснил, как в регионе общественные организации помогают детям с таким расстройством и почему их больше не называют «людьми дождя».

«Это не люди дождя»: алтайские педагоги рассказали о работе с особенными детьми
Фото: один из учеников ресурсного класса

Что такое аутизм

Аутизм называют еще по-другому синдромом Каннера. Это расстройство возникает из-за нарушения развития головного мозга и характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

– Понимание термина «аутизм» постепенно меняется. Раньше считалось, что это психически больные дети, но сейчас зарубежная медицина приходит к выводу, что это комплекс физических, речевых нарушений и проблем восприятия. В Москве, например, ранний детский аутизм хотят вывести из рамок психиатрии и ввести в область неврологии, – рассказала председатель краевой общественной организации родителей детей-инвалидов с аутизмом «Ступени» Светлана Рахно.

По словам собеседницы, у таких ребят могут возникать приступы агрессии, направленные как на других людей, так и на себя. Но они никогда не появляются беспричинно. У детей с аутизмом всегда есть проблемы с речью, поэтому они не могут выразить свои мысли словами. Из-за этого ребята начинают раздражаться. Но благодаря новым педагогическим методикам, такие дети имеют высокие шансы на выздоровление.

Первые результаты

Именно организация АКОО «Ступени» в лице Светланы решила реализовать проект «Сопровождение инклюзивных моделей образования детей с РАС», в рамках которого открылся первый инклюзивный класс для особенных детей в Алтайском крае. Проект был поддержан Грантом Президента РФ, предоставленного Фондом Президентских грантов.

В этом году в классе занимались шестеро ребятишек с расстройствами аутистического спектра различной степени тяжести. И результаты учебного процесса уже заметны.

В классе работают психолог, три педагога и их помощники – тьюторы. Цель класса: адаптировать детей к школе, чтобы они усвоили нормы поведения и постепенно включились в обычный учебный процесс на постоянной основе. Ребята занимаются каждый день, изучают русский, математику, окружающий мир и другие общеобразовательные предметы. И если раньше уроки длились только 5-6 минут, то в последние месяцы их длительность выросла до 20-25 минут. Это большой прогресс, поскольку дети с РАС не могут долго сосредотачиваться на одном занятии.

– Наши детки постоянно поднимаются в класс к обычным ребятам – так они быстрее социализируются, – рассказывает учитель-дефектолог, логопед, педагог ресурсного класса Софья Зац. – У нас нет цели резко вывести детей в школу, главная задача – это коррекция нежелательного поведения. Для нас стало маленькой победой то, что они начали ходить в столовую – раньше мимо нее они проходили с истерикой. Теперь ребята лучше ориентируются в помещениях, знают, где находится столовая, спортзал и они наконец-то начали к нам обращаться.

Фото: педагог ресурсного класса Софья Зац

Маленькие победы

Педагоги ресурсного класса в рамках гранта получали помощь куратора инклюзии, поведенческого аналитика, супервизора из Москвы, дефектологов Федерального ресурсного центра «Аутизм», которые поделились своим опытом работы с особенными детьми.

Один из учеников ресурсного класса – восьмилетний Натаниэль. Его мама, Татьяна Медникова, начала замечать, что ребенок особенный, когда ему было три года. Но девушка думала все же отдать сына в обычную школу, но поняла, что к нему нужен свой подход.

– Ресурсный класс нам очень помог. Каждое утро ребенок бежит туда с удовольствием, а в обычном классе, куда выводят периодически ребят, он нашел себе друзей. Дети рисуют ему открытки на праздники и рады его присутствию на занятиях. Раньше Натаниэль совсем не ходил в столовую, теперь ест там без каких-либо проблем и наконец-то он стал слышать просьбы и выполнять их. Помимо этого, сын теперь потихоньку говорит слова, правда пока не совсем внятно, но для нас это маленькие победы, – пояснила Татьяна.

Дети будущего

Идея создать ресурсный класс для детей с РАС у Светланы Рахно появилась еще давно, так как у ее сына также есть это расстройство. Проект удалось реализовать в самый разгар пандемии, но ковид не помешал педагогам и их ученикам.

Фото: один из учеников ресурсного класса

По своему опыту общественница знает – эти дети не такие как все, но во многом они превосходят обычных ребят. Светлана уверена, что термин «дети дождя» уже неактуален. По ее словам, ребятам не совсем комфортно постоянно находиться в одиночестве, они любят общаться и находиться среди людей. В числе их любимых занятий есть даже дискотеки.

– Это не люди дождя, это дети будущего. Благодаря их зацикленности на каком-либо предмете, они могут стать профессионалами в любой области. У нас есть ребята, которые знают все об устройстве машин, породах собак и т.д. К тому же, они очень хорошо владеют компьютером, – говорит собеседница.

Аутизм – не приговор. Сейчас разработано множество методик для его лечения. Если начать заниматься с ребенком в возрасте 2-3 лет, то, говорит Светлана, дети полностью вылечиваются либо у них остается небольшая задержка в развитии. Среди людей с РАС много известных и талантливых - это Альберт Энштейн, Моцарт, Льюис Кэролл, Билл Гейтс. Диагноз не помешал им достичь высот в профессиональной сфере. Самое главное – заметить «тревожные звоночки» в поведении ребенка, чтобы как можно быстрее начать с ним заниматься.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру