Маска, маска, я тебя знаю! Как пандемия COVID-19 мобилизовала алтайскую онкослужбу

Когда весной этого года волна коронавируса докатилась до Алтайского края и на борьбу с эпидемией бросили все ресурсы здравоохранения, онкологические пациенты в числе первых были включены в группу особого контроля. Медикам пришлось очень быстро перестраивать принципы работы с этой категорией больных, ведь останавливать специальное противоопухолевое лечение на длительное время нельзя ни при каких обстоятельствах. Как меняется сфера онкологии во время эпидемии, читателям «МК на Алтае» рассказал главный врач Алтайского краевого онкологического диспансера, главный внештатный онколог региона Игорь Вихлянов.

Маска, маска, я тебя знаю! Как пандемия COVID-19 мобилизовала алтайскую онкослужбу
Фото: пресс-служба Алтайского онкодиспансера

— Игорь Владиславович, по каким направлениям пандемия «ударила» сильнее всего?

— Стоит признать, что 2020 год был, пожалуй, одним из самых непростых за всю 70-летнюю историю алтайской онкологии. Мы знали о пандемии, ждали ее, но не в полной мере оказались готовы к ней, ведь с таким количеством ограничений онкологи столкнулись впервые.

Очевидно, что сильнее всего пострадала первичная диагностика онкологических заболеваний. По предварительным данным, число впервые выявленных случаев злокачественных новообразований снизилось почти на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем эта цифра находится на уровне средних показателей по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам. Но это вовсе не значит, что люди у нас стали меньше болеть раком. Просто этим пациентам еще не поставлен онкологический диагноз, они пока не знают, что у них рак, потому что в крае почти семь месяцев была приостановлена плановая медицинская помощь, диспансеризация и профосмотры.

Фото: пресс-служба Алтайского онкодиспансера

В этом как раз и заключается самая большая тревога и боль онкологов. Даже по предварительным данным, за девять месяцев доля диагнозов, выявленных на ранних стадиях, упала на 6% по сравнению с прошлым годом. И эта тенденция тоже характерна для большинства регионов Сибири и Дальнего Востока. Эти люди еще придут к нам, часто с уже более запущенными ситуациями, лечить которые будет намного сложнее.

— Но ведь и сам краевой онкологический диспансер работал не в полную силу. В клинике было несколько серьезных вспышек, в результате которых целые отделения закрывались на длительный карантин…

— Если быть точными: до 14 дней, согласно предписаниям Роспотребнадзора. Медицинские учреждения входят в ТОП мест повышенного риска заражения COVID-19. Нам, к сожалению, тоже не удалось этого избежать. Однако мы быстро сориентировались и, руководствуясь клиническими рекомендациями, активно корректировали тактику лечения больных в пользу доступных и максимально эффективных методов.

Например, при невозможности проведения операции врачи переводили пациента на лекарственную терапию, там, где это было возможно, проводились курсы современными таргетными и иммунологическими препаратами. В 2020 году на лекарственное лечение онкологическая служба региона потратила на 200 миллионов больше, чем в прошлом году. По итогам 2020 года нам удалось снизить смертность от новообразований в целом на 5,6%, а по такой проблемной для региона нозологии, как меланома, — так и вовсе на 22,7%.

Благодаря активному развитию формата дневных стационаров, в том числе планомерному открытию центров амбулаторной онкологической помощи (в 2019 году был открыт ЦАОП в Камне-на-Оби, в 2020-м заработал еще один центр в Алейске. – Прим. ред.), для пациентов в целом увеличилась доступность современных противоопухолевых препаратов.

Весь период пандемии продолжали вести консультативный прием пациентов, состоящих на диспансерном учете, и врачи краевой онкологической поликлиники «Надежда». Более того, число таких пациентов по итогам 9 месяцев этого года даже выросло по сравнению с аналогичным периодом 2019 года почти на 700 человек. Кстати, тем самым мы частично восполнили закрытый на период пандемии плановый прием в учреждениях первичного звена.

— Чему, на ваш взгляд, научила пандемия COVID-19?

— Пандемия послужила мощнейшим катализатором многих процессов, которые зрели в онкологии долгие годы. В целом мы — и врачи, и пациенты — стали более дисциплинированными и ответственными. Мы научились более оперативно реагировать на возникающие проблемы, а в некоторых случаях эффективно профилактировать их.

Например, в мае этого года мы провели реструктуризацию отделения химиотерапии, разделив его на две самостоятельные структуры, как в управленческом, так и в «территориальном» плане. Это позволило обособить потоки пациентов, получающих тяжелое лечение, сделать их более управляемыми. Вспышка COVID-19 в одном из вновь образованных отделений, которая произошла позднее, только подтвердила правильность такого решения — мы уверенно перераспределили пациентов во второе отделение и дневные стационары и спокойно продолжили их лечение.

Вообще, сейчас мы знаем о коронавирусе гораздо больше, чем в начале эпидемии, исчезла первая растерянность, появилась уверенность и понимание происходящего.

Благодаря пандемии медицинские работники вновь стали героями нашего времени. Как и раньше, в этом году врачи, медсестры, санитары мчались на выручку, лечили, поддерживали и старались держаться сами… спасали. Но именно сейчас их работа снова стала заметна для каждого.

Мы стали острее чувствовать, что самым главным нашим богатством является здоровье. Только когда ты здоров, когда здоровы близкие тебе люди, ты по-настоящему свободен и счастлив. Я желаю всем в наступающем году неиссякаемого мужества, терпения и веры в собственные силы. Пусть невзгоды, печали и тревоги останутся в уходящем году, а новый — принесет много счастья, улыбок и приятных хлопот!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру