Работа в новых условиях: как алтайская офтальмология пережила 2020 год

Разразившаяся в 2020 году в России пандемия коронавируса заставила Министерства здравоохранения всех регионов, включая Алтайский край, серьезно реорганизовать работу медицинских учреждений. На какие-то из них нагрузка оказалась большей, на какие-то — меньшей. С целью разобраться, как этот год пережила алтайская офтальмология, «МК на Алтае» обратился к главврачу краевой офтальмологической больницы Елене Деханд.

Работа в новых условиях: как алтайская офтальмология пережила 2020 год
Фото: Краевая офтальмология

— Елена Петровна, расскажите, как все завертелось. Начало года ведь не предвещало никаких неожиданностей?

— С начала года мы, естественно, работали в привычном режиме. Менять подходы к работе пришлось в апреле — после выхода указа губернатора Алтайского края Виктора Томенко о введении ограничений плановой медицинской помощи в связи с пандемией Covid-19 и введении режима самоизоляции.

Чтобы в этих условиях обеспечить доступ населению к офтальмологической помощи, было принято решение о переходе отделений стационара КГБУЗ «Алтайская краевая офтальмологическая больница» на оказание медицинской помощи при неотложных состояниях при заболеваниях органа зрения до возобновления в крае плановой помощи. За этот период в условиях стационара пролечено около 500 пациентов, из которых 99 — это дети в основном с заболеваниями, которые смело можно отнести к числу социально значимых в силу их чрезвычайно высокой распространенности: диабетическая ретинопатия, глаукома, отслойка сетчатки, миопия у детей, катаракта и т. д.

Кроме того, на базе нашего консультативно диагностического отделения были организованы телемедицинские консультации; как и раньше, в базе электронной записи на прием выставлялось расписание на врача-офтальмолога, и жители Алтайского края имели возможность записаться на прием и обсудить возникшие у них проблемы со зрением. Именно обсудить, так как прием врача-офтальмолога предполагает проведение ряда обязательных диагностических исследований, провести которые дистанционно не представляется возможным. Тем не менее ряду больных, особенно тем, которые ранее посещали нашу больницу и мы смогли поднять их медицинскую документацию, были даны квалифицированные рекомендации по лечебно-охранительному режиму, в некоторых случаях — коррекции проводимого амбулаторного лечения при хронических заболеваниях; были и больные, которым была рекомендована срочная госпитализация для оказания экстренной офтальмологической помощи при травмах или острых заболеваниях глаз в отделении городской больницы № 8 г. Барнаула. Некоторые пациенты из числа «продвинутых» пользователей компьютером смогли направить в наш адрес результаты объективных исследований и заключения о консультациях, проведенных в других клиниках, что также способствовало выдаче более обоснованных рекомендаций. Таким образом, получен первый в крае опыт использования телемедицинских консультаций в офтальмологии; его необходимо тщательно проанализировать и подумать о возможности и целесообразности дальнейшего развития в этом направлении.

— Ощутим ли был «наплыв» пациентов после возобновления плановой помощи?

— Конечно. В этом отношении нагрузка серьезно выросла, потому что люди ждали очень долго. Но хочется отметить, что многие пациенты с пониманием отнеслись к измененным условиям приема и госпитализации в сложившейся обстановке.

С июня начался амбулаторно-поликлинический прием. Открылись, хоть и в ограниченном режиме, детские и взрослые поликлиники. В целях соблюдения «антиковидных» требований нами было увеличено время работы поликлиники за счет введения второй смены, а также увеличили количество врачей на приеме. Это удалось сделать более-менее безболезненно, так как в круглосуточном стационаре на тот период плановая помощь не оказывалась, и его персонал был привлечен к оказанию амбулаторно-клинической помощи. Пациенты, записанные ранее, приглашались на прием по телефону к строго к определенному времени.

Кстати, мы лишний раз убедились в правильности ранее принятых решений о разделении консультативных потоков детей и взрослых (детская и взрослая офтальмологические поликлиники и расположены в разных зданиях) и о создании специальной структурной единицы поликлиники — диагностической линии (где пациенты первоначально проходят определенный объем диагностических обследований, после чего попадают на прием к врачу). Все это позволило нам избежать скученности пациентов, обеспечить необходимую «социальную» дистанцию.

В условиях стационара нами также соблюдаются правила разобщения потоков пациентов. Для этого мы внесли изменения в маршрутизацию пациентов при госпитализации в стационар:

  • это и организация второго приемного отделения — для разобщения пациентов при госпитализации в дневные и круглосуточный стационары;
  • и соблюдение временного интервала между пациентами;
  • дистанцирование пациентов при нахождении в палатах и отделениях больницы;
  • также с учетом всех требований пришлось перестроить работу операционного блока и всех отделений больницы.

Вспышек заболеваемости коронавирусом среди пациентов в нашей больнице не было, что стало возможным благодаря соблюдению требований санэпидрежима и ответственности коллектива.

Более того, в напряженные периоды заболеваемости наши сотрудники из числа медицинских сестер, младшего медицинского персонала помогали в отделениях «ковидных» госпиталей.

— Много ли людей получили медицинскую помощь в условиях ограничений? Как справлялся персонал? Не было ли оттока кадров из-за возросшей нагрузки?

— Конечно, объемы медицинской помощи, оказанные нами в период пандемии, объективно значительно меньше, чем в предыдущие годы; помощь была оказана только больным с наиболее тяжелой, угрожающей слепотой патологией.

Учитывая, что ряд сотрудников больницы в возрасте 65+ вынужден находиться на самоизоляции, конечно же, возросла нагрузка на оставшихся в строю, но коллектив справляется с возросшей нагрузкой и оттока кадров нет. Многие за время самоизоляции успели элементарно соскучиться по работе. Пандемия даже сплотила персонал.

С июня по ноябрь амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь была оказана 12 589 пациентам, из них детей — 3331. В условиях стационара прошли лечение 1921 человек, в том числе 176 детей. Большинству детей было проведено хирургическое лечение по поводу прогрессирующей близорукости.

Более чем 100 пациентам проведены операции по поводу отслойки сетчатки, пролечено более 500 человек с глаукомой и почти 850 человек по поводу диабетической ретинопатии и возрастной макулодистрофии. Все перечисленные выше заболевания входят в топ-5 среди причин, вызывающих инвалидизацию у больных с патологией органа зрения.

Когда мы обыденно говорим: «проводим операции по поводу катаракты, глаукомы, отслойки сетчатки и т. п.», необходимо иметь в виду, что в КГБУЗ АКОБ работают высококвалифицированные медицинские сотрудники (среди врачей имеют первую и высшую квалификационные категории

35 человек, медсестер — 40, в коллективе трудятся 5 заслуженных врачей РФ и 1 отличник здравоохранения), больница оснащена самым современным диагностическим и хирургическим оборудованием (на уровне лучших офтальмологических клиник Сибири и России), для лечения больных применяются передовые технологии, значительная часть оказываемой нами помощи относится к числу высокотехнологичных.

— Чего ожидаете от ближайшего будущего?

— Надеемся, что в ближайшем будущем все мы (наши пациенты и сотрудники) научимся жить и работать в новых условиях и сможем обеспечить качественную и свое-временную офтальмологическую помощь всем жителям Алтайского края. Все хотят вернуться к нормальной работе и нормальной жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру