Федеральные дорожники Алтая встретят сезон холода и метелей во всеоружии

Каждая зима — очередное испытание

На Алтае с его резко континентальным климатом любые погодные аномалии считаются штатными. Суровые зимы с морозами и метелями, летняя жара, резкие перепады температур. Каждая зима — очередное испытание на прочность не только для асфальта и техники, но и для тех, чье дело — обеспечивать безопасность и качество транспортных артерий.

Каждая зима — очередное испытание
Фото: из архива компании

Федеральные трассы Алтайского края и Республики Алтай, проходящие по множеству природно-климатических зон, от степных до горных, — в зоне ответственности подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Алтай». Обстоятельства требуют быть готовыми к любым погодным аномалиям, отговорки об их внезапности не принимаются. Ведь дело касается жизни и здоровья автомобилистов.

Новый уровень ответственности

«В степях обслуживание дороги требует особого отношения, в приоритете здесь — методы борьбы с метелями, — отмечает руководитель ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский. — Но есть и горные зоны, там совершенно другие проблемы: наледи, перевалы, спуски и подъемы, зауженные участки. Есть лесная зона и предгорье — везде свои методы. Как пример — барьерное ограждение: если в горах оно благо и защищает от падения с обрывов, в степной зоне все наоборот. Стараемся ставить на дороге меньше различных препятствий, чтобы не ухудшить видимость в метели».

Если говорить подробнее о двух полярно разных с точки зрения содержания зонах, в горах среди основных проблем, кроме сложного рельефа и связанной с этим ограниченной видимости, можно назвать низкие температуры, образование наледей в местах расположения искусственных и водоотводных сооружений, черный лед на покрытиях при переходе с осеннего сезона на зимний, а также опасность камнепадов на участках, проходящих в скальных выемках и по полкам, вероятность схода лавин и селей.

Фото: из архива компании

Совсем иная картина — в степной зоне. Здесь сильные ветра и частые низовые метели, значительно ограничивающие видимость и особенно опасные для водителей. Отсутствие естественных преград приводит к снегопереносам, и применение противогололедных материалов может только ухудшить ситуацию. Коварство степей еще и в том, что низовые метели наблюдаются даже при небольшом ветре. А значит, водитель, следуя, например, из лесной зоны, не готов к изменению дорожной обстановки. В режиме ЧС и вовсе счет идет на минуты.

Как раз в этом году ведомству отошла еще одна дорога, ставшая федеральной, — А-321 Барнаул — Павловск — граница с Казахстаном. Значительная ее часть проходит через степи. Контракт на содержание новой трассы подписали в начале октября, поэтому дорожникам пришлось работать в усиленном режиме, их основной задачей было подготовить трассу к эксплуатации зимой. Успели отремонтировать локальные участки, залить трещины битумной мастикой, что позволит предотвратить дальнейшее разрушение при переходе температуры через ноль.

Вырубили кустарники в полосе отвода и на откосах земляного полотна, чтобы избежать образования снежных заносов в метель. Такие работы прошли на всей протяженности дороги на общей площади 32 гектара. В Кулундинском и Ключевском районах восстановили щебеночное покрытие с помощью добавления нового материала. В Павловском, Ребрихинском и Родинском районах заменили десятки пришедших в негодность дорожных знаков.

Наблюдение и мониторинг

Федеральные дорожники уже в октябре перешли на зимний режим работы. Для безопасного и бесперебойного проезда на территории двух регионов задействовали сотни единиц специализированной техники. Пескобазы для хранения противогололедных материалов расположены в среднем через каждые 45 км. Запас реагентов создали заблаговременно.

Для обработки трассы используют комбинированные противогололедные материалы. Обязательна патрульная снегоочистка и своевременное удаление противогололедных материалов с покрытия, чтобы исключить налипание снега и образование наката.

Хорошо помогает круглосуточный мониторинг ситуации на федеральных трассах двух регионов. Для этого здесь установили дорожные метеостанции и фотовидеокамеры. Ведь современные технологии содержания транспортной инфраструктуры требуют достоверной информации о реальной погоде и состоянии ее элементов в локальной области. Важную роль в картине состояния маршрута играет достоверность исходной информации, которую обеспечивают специальные датчики, в том числе вмонтированные в дорожное покрытие. Эти современные приборы как раз и объединяются в автоматические метеостанции, в которых реализованы уникальные алгоритмы обработки данных.

Фото: из архива компании

«Информация с камер и метеостанций в режиме реального времени транслируется на мониторы ЦУП и в диспетчерские службы подрядных организаций, — рассказывает старший диспетчер аварийно-диспетчерской службы Упрдор «Алтай» Евгений Ракитянский. — Эти комплексы позволяют оценивать состояние дорожного покрытия, условия проезда, метеорологическую обстановку и формируют прогноз развития ситуации на ближайшие четыре часа».

Три составляющие расчета прогноза с высокой оправдываемостью — текущие данные с автоматических метеостанций, рассчитанный искусственным интеллектом прогноз и синхронизация с методическими материалами. Результаты обработки представляют из себя достоверные, надежные данные, позволяющие дорожникам принимать эффективные управленческие решения в реальном времени.

Готовность № 1

Погода часто создает такие условия, в которых обеспечить проезд невозможно, несмотря на подготовленную технику, специалистов и круглосуточные вахты. И здесь на первый план выходит четкое взаимодействие всех служб, отвечающих за безопасность людей и спасение на дорогах. На первом месте стоит оповещение о сложной дорожной обстановке. Информация заблаговременно поступает во все СМИ, пассажироперевозчикам, дальнобойщикам. Аналогичное взаимодействие выстроено с коллегами из соседних Новосибирской и Кемеровской областей, Казахстана, для корректировки движения транзитных автобусов.

При длительном ограничении движения организуют пропуск транспорта в реверсивном порядке, колонну сопровождает дорожная техника и ГИБДД. Последние обязательно дежурят в местах скопления машин, в случае необходимости подключается МЧС, диспетчерские службы на этот период усиливают дополнительными сотрудниками, идет постоянный мониторинг социальных сетей: часто информацию о том, что кто-то попал в беду, дорожники находят именно там. Все ради того, чтобы никто не остался брошенным на произвол судьбы.

Четкий и отработанный алгоритм действий и отлаженное межведомственное сотрудничество, строгий контроль и экстренное реагирование на меняющуюся обстановку — все это позволяет обеспечить максимально возможную безопасность автомобилистам даже в самых сложных условиях. Превентивные меры, грамотная подготовка дорог к зиме, дифференцированный подход, учитывающий географические и климатические особенности местности, помогают снизить риски, которые несет суровый и переменчивый климат. Исключить их в Сибири полностью невозможно.

Справка

ФКУ Упрдор «Алтай» напоминает о необходимости соблюдать скоростной режим и безопасную дистанцию. Узнать актуальную информацию о состоянии проезда по федеральным трассам, сообщить о нештатной ситуации можно по телефонам центра управления производством: 8 (3852) 63-14-59, +7-962-815-98-69, круглосуточно. Для большегрузного транспорта организованы спецстоянки, где можно переждать непогоду. На Чуйском тракте на въезде в Алтайский край со стороны Новосибирска возле «Грани Алтая», далее в районе Новоалтайска на «Маяке» и «Облепихе», по направлению к Республике Алтай в селе Полковниково, возле «Ника-фуда» в Троицком районе, перед развязкой с обходом Бийска и в Сростках. На трассе А-322 стоянки работают на 12-м км (выезд из Барнаула), в Топчихе, Алейске, Шипуново и Поспелихе. Все площадки рассчитаны на размещение большегрузов и комфортное пребывание водителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру