Покажи ребенку личным примером: почему в ПДД для детей и взрослых нет места мелочам

Позади первая четверть, но испытания для школьников, с точки зрения дорожной безопасности, только продолжаются. В ближайшие полгода придется привыкнуть к короткому световому дню. Первая смена будет идти в школу в темноте или сумерках утром, а вторая — вечером. А затем детей и родителей ждут гололед, зимние дороги и прочие сложности.

В таких условиях важно обеспечить безопасность детей и научить их правильному поведению. Важна и бдительность автомобилистов. Как рассказали «МК на Алтае» в ГИБДД Управления МВД России по Барнаулу, каждый водитель должен быть предельно сконцентрирован при проезде пешеходных переходов, а также в районах расположения школ и детских учреждений.

Покажи ребенку личным примером: почему в ПДД для детей и взрослых нет места мелочам
Фото предоставлено ГИБДД барнаульского УМВД

Если нарушаете правила, ребенок поступит также

За девять месяцев текущего года на дорогах Барнаула пострадали 115 детей до 16 лет. В том числе 51 пешеход (в том числе с самокатами), 42 пассажира и 25 велосипедистов. Дорожное происшествие с ребенком означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушать ПДД. Классический пример: пенсионеры, до сих пор не свыкшиеся с нынешней интенсивностью автотранспорта, ведут внуков через дорогу в неположенных местах или не убедившись в безопасности.

Так с чего начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, быть дисциплинированным и осторожным. Личный пример — самая доходчивая форма обучения для ребенка. Если вы нарушаете правила, ребенок будет поступать также!

Носите световозвращатели. Это красиво и нетрудно

— Перед новым учебным годом сотрудники ГАИ Барнаула обследовали дороги перед образовательными учреждениями. В городе более 50 школ имеют выход на проезжую часть. Возле каждой установили «лежачих полицейских», мигающие желтым светофоры, знаки пешеходного перехода и металлические ограждения, чтобы не было соблазна срезать, — рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД барнаульского УМВД Геннадий Кузнецов.

Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Полицейский призывает ненавязчиво указать на наиболее опасные участки: нерегулируемый переход, узкий тротуар, подъезд грузового транспорта к магазину, припаркованные автомобили и т. д. Дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения машины.

— Чаще всего несчастные случаи происходят, когда пешеход переходит дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, — продолжает собеседник. — Также под машину попадают люди, которые внезапно выходят из-за стоящего транспорта, построек или кустов. Но и пешеходный переход не гарантирует полной безопасности. Пешеход должен обеспечить безопасность себе сам: быть внимательным, предусмотрительным, не идти напролом. Водитель транспорта не может в «любой» момент остановить его. Переходить можно не сразу бросившись на «зеленый», а убедившись, что все машины остановились и готовы пропустить. Пауза позволит переключить внимание и оценить ситуацию. Не надо отвлекаясь на разговоры по телефону, музыку в наушниках, беседу с другом, ограничивать себе обзор накинутым капюшоном. Не прекращайте наблюдать во время перехода за обстановкой на дороге.

Пройдите вместе с ребенком от дома до школы и обратно и выберите самый безопасный маршрут. Несколько раз преодолейте этот путь, убедитесь, что ребенок твердо усвоил его. В приоритете подземные и надземные переходы, затем со светофором и только в последнюю очередь нерегулируемые.

Идя с сыном или дочерью по дороге, обращайте его внимание на правильные и неправильные действия всех участников движения, обсуждайте их, разбирайте ошибки или подчеркиваете правильные вещи. Учите ребенка наблюдать: замечать быстро едущий транспорт, определять какое авто будет поворачивать. Помните, большая машина, грузовик или автобус могут закрыть обзор, а это время в соседнем ряду может быстро ехать другой автомобиль.

Ученик должен выходить из дому с запасом времени. Тогда не надо будет торопиться в школу, стремясь быстрее перебежать дорогу. Педагогам рекомендуют на последнем уроке или перед выходом из школы, напоминать детям о повышенном внимании и осторожности. Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.

По статистике основная доля наездов с тяжкими последствиями приходится на темное время суток, когда водителю трудно увидеть вышедших на проезжую часть людей. Даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым. Помочь пешеходу быть заметнее, уже с расстояния 300-400 метров, могут световозвращающие элементы. Для детей придумали большое количество интересных браслетов, значков, портфелей и курток со световозвращающими вставками. Это красиво и, самое главное, – безопасно!

В свою очередь, предотвращение возникшей аварийной ситуации в большей степени ложится на водителя. При подъезде к «зебре» следует снизить скорость с таким расчётом, чтобы быть готовым остановиться и пропустить пешеходов.

Мопед или велосипед? Лучше хорошо подумайте

Велосипед, самокат или мопед для многих ребят — предел мечтаний, но прежде чем идти на поводу у своих чад, родителям следует задуматься, где ребенок будет им управлять. Есть ли поблизости стадион, парк, велодорожки? Ведь дети, получив двухколесного друга, в любой момент могут уехать в другой район, в том числе пересекая сложные дорожные участки. Они часто даже не знают, как правильно двигаться по проезжей части. Могут растеряться и запаниковать. Поступить не так, как ожидают от него другие участники дорожного движения, знающие правила. К тому же велосипеды и мопеды — самый незащищенный транспорт. Достаточно небольшого столкновения или падения, чтобы получить серьезный перелом. Приобретая двухколесный транспорт, необходимо позаботиться о дополнительных средствах защиты: шлемах, налокотниках, наколенниках, перчатках.

Категорически запрещено проезжать «зебру» на велосипеде или самокате. Надо обязательно «спешится» и перекатить его через переход. Запрещено выезжать на проезжую часть детям до 14 лет. За управление мопедом без прав применяется штраф от 5 до 15 тысяч рублей. Эти нормы распространяются на любой мототранспорт. Он обязательно должен быть зарегистрирован в органах ГИБДД, а у водителя должна быть открыта соответствующая категория. Управлять им необходимо в шлеме. Для управления скутера или мопеда (с объемом двигателя до 50 куб. см) необходимо получить права категории «М». Это возможно только с 16 лет, после обучения в автошколе и сдачи экзамена.

Детское кресло — обязательно для любого родителя-автомобилиста

Кажется, что ничего сложного для ребенка при поездке в общественном транспорте нет. Зашел в него, сел и едешь, однако родителям, которые разрешают детям самостоятельно передвигаться на общественном транспорте, нужно разъяснить им несколько правил. Обязательно обратите внимание на возникающие опасности при посадке и высадке. Обходить стоящий автобус или троллейбус ни в коем случае нельзя. Нужно дождаться, пока транспорт отъедет, и только после этого переходить дорогу по пешеходному переходу. Входить в салон и выходить из него нужно только при полной остановке транспорта. Во время поездки необходимо крепко держаться за поручни.

В салоне авто они целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение мерами безопасности родителями может закончиться трагично. Особенно если при движении машины ребенок располагался на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на коленях, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Доказано, что в момент столкновения нет ничего эффективнее специальных удерживающих средств для перевозки детей.

— Применение детских удерживающих устройств — важнейшие условие их безопасности, снижения риска получения травм, в том числе не совместимых с жизнью, в случае ДТП, — уточняет Геннадий Кузнецов. — Нарушителям грозит штраф. Для детей до семи лет обязательно использование специального детского кресла на заднем сиденье. На переднем — до 12 лет. Эти устройства могут реально спасти жизнь и здоровье ребенка в случае ДТП.

Отправляясь в путешествие на авто, приучайте ребенка садиться в детское кресло, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.

Ответственны мы — взрослые

Для профилактики детского травматизма важен комплексный подход. Ответственность и внимательность должны проявлять все участники дорожного движения. И, конечно, важнейшую роль играет профилактика. В ГИБДД отмечают, что у них есть наработки, которые за многие годы хорошо зарекомендовали себя. Например, отряд юных инспекторов (ЮИД). Это движение школьников существует уже более 45 лет. Ребята сами помогают сверстникам и школе организовать работу по профилактике, пропагандируют правила дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улицах и дорогах города.

К профилактике детского травматизма подключились взрослые. В Барнауле создано движение «Родительский патруль». Это совместная инициатива ГИБДД и министерства образования края. Родители и педагоги в специальных повязках или жилетах дежурят на улице, когда дети идут в школу и возвращаются домой. Патруль следит за соблюдением ПДД со стороны учеников и взрослых, а также правилами перевоза детей в автомобилях. Его участники могут фиксировать нарушение на фото или видео, и передавать их в полицию. Ошибки и нарушения, которые на дороге совершают дети, разбирают и обсуждают на школьных собраниях. Разработаны методички, в которых указано, как родители должны действовать в разных ситуациях и на какие нарушения обращать внимание.

В заключение добавим, для детей умение вести себя на дороге зависит не только от их желания это делать. Ребенок — самый незащищенный участник дорожного движения. Во многом его поведение обусловлено собственным восприятием. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, водители, пешеходы, педагоги, общественность, каждый неравнодушный гражданин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру