Импорт радикализма в Алтайский край: кто руководит войной за умы

Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Исключительно силовыми методами решить проблему тяжело. Необходима консолидация всех общественных и государственных сил.

В свою очередь радикалы тоже ушли от тактики прямых столкновений к информационной войне. В зоне особого риска — молодежь. Война за умы приобрела массовый характер, а ее инструментами стали Интернет и соцсети.

Импорт радикализма в Алтайский край: кто руководит войной за умы
optimizm.kz

Кукловоды меняют тактику

17 лет назад, в конце июля 2002 года, в бою с боевиками в Чечне, погиб наш земляк — начальник погранзаставы, майор Сергей Попов. Туда он приехал в 2000 году. Сергей Николаевич руководил заставой Гроздхой (носящей теперь его имя). 27 июля 2002 года Попов получил приказ о блокировке и уничтожении группы боевиков из 60 человек, проникших из Грузии через ущелье Кериго. В бой с ними вступили пограничники Итум-Калинского отряда. Несколько пограничников погибли, среди них — 27-летний Сергей Попов.

Сначала он отбил атаку врагов, а потом бросился на помощь товарищам из другой заставы, которые попали в засаду. С фланга он уничтожил снайпера и пулеметчика боевиков, но сам погиб от смертельного ранения. За мужество в бою с бандформированием на границе России при исполнении воинского долга Сергея Попова наградили медалью «За воинскую доблесть» II степени и орденом Мужества (посмертно). Похоронен на станции Арбузовка Павловского района. В честь него назвали Арбузовскую школу Павловского района, откуда Сергей Николаевич когда-то выпустился.

Пограничник Сергей Попов

С тех событий прошло 17 лет. Уже тогда цели боевиков постепенно трансформировались от сепаратизма и «свободы» в сторону религиозности и радикализма. К счастью, на территории России больше нет активных боевых действий, но террористы и их зарубежные покровители взяли на вооружение другую тактику.

Ежегодно Россия «импортирует» из стран Центральной Азии значительное количество мигрантов. Носители радикальных идей и верований устремились в Россию, где традиционно власть не вмешивалась в религиозное самоуправление. Большинство таких «переселенцев» легко адаптировались, проникли во многие российские мечети и принялись «окучивать» соотечественников и единоверцев. Подчас малообразованные, лишенные социальных связей мигранты — благодатная аудитория для пропагандистов так называемого радикального ислама. Особенно сейчас, когда на фоне экономических проблем возникает серьезный кризис доверия ко всему — к власти, госучреждениям, друг к другу. В числе прочего это проявляется и в мигрантофобии. Мусульмане такое недоверие чувствуют особенно. И это создает почву для радикальных проповедей: приходи к нам — и перестанешь чувствовать себя человеком «второго сорта».

Как показывает практика, экстремистские идеи проникают в край в том числе путем нелегальной переброски запрещенной литературы и видео. Большую часть таких материалов изымают пограничники.

Запрещенная литература (фото из архива пресс-служба УФСБ России по Алтайскому краю)

Среднеазиатская кухня оказалась «с душком»

Тенденция проникновения исламского экстремизма, к сожалению, характерна и для Алтая. Пару лет назад сотрудники Управления ФСБ России по Алтайскому краю при содействии коллег из подразделения по противодействию экстремизму (ЦПЭ) полицейского главка пресекли попытку создания в регионе радикальной исламской организации «Джамаат Таблиг» (запрещена в России). Цели этого религиозного объединения — установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама и построение всемирного халифата.

Сотрудники органов госбезопасности установили, что 40-летний уроженец одной из республик Средней Азии организовал в краевой столице молельную комнату, которая находилась в кафе среднеазиатской кухни. На еженедельных религиозных собраниях он пропагандировал идеологию и ценности международной экстремистской религиозной организации. Зная, что она запрещена на территории России, мужчина соблюдал меры необходимой конспирации и требовал того же от «прихожан».

До приезда на Алтай в период зарубежной деятельности, с 2008 по 2009 год, он выезжал в Индию и Киргизию, где участвовал в международных собраниях идеологов и адептов «Таблиги Джамаат» (запрещена в РФ). После такого приобщения к культуре и фундаментальным основам организации в 2010 году «просветитель» приехал в Сибирь на постоянное место жительство, где активно посещал мечети, выстраивал общение в мусульманских кругах. С 2014 года с проповедями стал выезжать в Алтайский край. Для прикрытия религиозно-проповеднической деятельности он, говорят, организовал розничную торговлю религиозной литературой неподалеку от Соборной мечети Барнаула. Ну а с конца 2015 года иностранец, начал собирать адептов в кафе.

При этом в барнаульских «проповедях» он основывался в том числе на литературу, которая входит в федеральный список экстремистских материалов. Эти книги также обнаружили и изъяли у него во время обыска по месту жительства. Его осудили по ч. 1.1 ст. 282.2 УК РФ по факту склонения жителей Барнаула и Новосибирска к участию в деятельности международной религиозной экстремистской организации. В 2018 году его приговорили к одному году колонии общего режима.

Из недавних примеров — село Притыка, Бурлинского района Алтайского края, которое попало в поле зрение радикальных исламистов. Они хотели построить здесь мечеть. Им удалось собрать подписи некоторых селян, что стало неожиданностью для местных жителей. Вмешались даже представители мусульманской общины региона. Незваные гости прибыли из Казахстана. Бурлинцы опасаются, что дальше последуют новые попытки «умеренных» радикалов закрепиться в российском приграничье на Алтае.

ia-centr.ru

Как найти универсальный способ борьбы?

Сегодня терроризм и экстремизм — ключевые угрозы международной безопасности. Против радикалов ведут войну десятки государств мира. Но не менее ожесточенное сражение идет на информационном фронте. Это война за сердца и умы потенциальных сторонников.

Они используют все доступные виды и форматы пропаганды, чтобы добиться своих целей в информационной войне. Их задачи — привлечь на свою сторону как можно больше последователей и запугать противников. Особую роль среди разновидностей пропагандистских материалов играют видеоролики и тексты. Их используют уже в течение десятилетий.

Видеоролики наглядно рисуют нужный образ в глазах потенциальных сторонников, рекрутов и уже действующих радикалов. Играет свою роль как содержание, так и подача материала — высокое качество картинки, спецэффектов и звукового сопровождения. Видео направлены на призыв к действию, а тексты — на развернутое изложение идеологии.

Соцсети и мессенджеры — основная площадка для распространения такой пропаганды. Сам этот механизм не статичен. В частности, если в 2014 году для целенаправленного распространения пропаганды использовали Twitter, то с конца 2015 года для этих целей стали все активнее задействовать Telegram. В свою очередь, это не единственные соцсети, используемые радикалами для распространения пропаганды. Их активная деятельность развернута в других соцсетях.

Борьба со всеми этими явлениями — сложный и многоступенчатый процесс, и в первую очередь потому, что на радикализацию каждого индивида влияет совершенно уникальный набор факторов, и поэтому универсального способа искоренения описываемой угрозы не существует.

Терроризм и экстремизм — это угрозы, которые будут с нами еще в течение многих лет, если не десятилетий. Они не закончатся на простом лишении разных группировок контроля над территорией. Никуда не денется и пропаганда, продолжая все также оказывать негативное влияние на умы молодежи, обеспечивая радикалом поток новых сторонников. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в России — одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном и бытовом уровнях.

Задача каждого гражданина — не быть равнодушным и сообщать о всех подобных явлениях в правоохранительные органы. Успешная профилактика в молодежной среде невозможна и без участия родителей. Лишь комплексная работа позволит переориентировать тенденцию развития радикализма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи и мигрантов в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, этнических сообществ, государства и общества в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру