Инклюзия на Алтае идет со скрипом, но первые шаги уже есть

Тьютор для детей-инвалидов Елена Русских рассказала о подводных камнях в своей работе

Инклюзия в образовании идет со скрипом не только в Алтайском крае, но и в России в целом. И причина, говорят эксперты вовлеченные в это процесс, даже не в нехватке финансов на создание доступной среды для детей с инвалидностью, а человеческий фактор. Например, некоторой категории школьников полагаются тьюторы – педагоги-наставники, помогающие ребенку войти в учебный процесс и наиболее успешно социализироваться. Пока чиновники Минобрнауки и руководители образовательных учреждений решают вопрос, где же взять таких специалистов,  Алтайская краевая общественная организация  родителей детей-инвалидов с аутизмом «Ступени» делает первые шаги в подготовке профессиональных тьюторов и уже готова поделиться опытом.

Тьютор для детей-инвалидов Елена Русских рассказала о подводных камнях в своей работе
фото из личного архива Елены Русских

Елена Русских с сентября прошлого года сопровождает первоклассника Диму (имя изменено) - мальчика аутиста. И хотя он посещает не обычную, а коррекционную школу, где учатся такие же, как и он, особенные детки с самыми разными диагнозами, общественники «Ступеней» уверены - это тоже своего рода инклюзия, ведь ребенок не сидит дома в четырех стенах, а учится, в том числе навыкам социализации.  

- Елена, расскажите о мальчике, которого вы сопровождаете?

- Дима интеллектуально сохранен, он очень умный и любознательный мальчик. Но у него есть некоторые поведенческие особенности, которые мешают ему в процессе обучения. Например, неусидчивость, не внимательность. Первое время он мог во время урока вскакивать, ходить по классу или, наоборот, уходил в себя. К тому же Дима не говорящий ребенок и, понятно, что выстроить с ним коммуникацию педагогу не легко, да и ему привыкать к дисциплине, школьному распорядку тоже было не просто. В начале учебного года, он мог высидеть в классе не больше 15 минут. Потом мы тихонько вставали и выходили. Таким образом, нам удалось сохранить мотивацию к обучению, не давя, не принуждая. Постепенно, контролируя его поведение, прибавляли время  - по одной - две минуты. Когда дошли до 20 минут, а поверьте, это было большой победой, стали делать небольшой индивидуальный перерыв на 2-3 минутки, после которого возвращались на вторую половину урока. Первую четверть Дима закончил  с посещением 1,5 уроков, к окончанию второй – 2,5, сейчас уже занимаемся три урока без дополнительных перемен. Он вместе со всеми ребятами ходит в столовую, а, учитывая его особенности, это серьезный прорыв в плане социализации, стал заниматься физкультурой, ритмикой. Да, пока не все ловко получается, так как у таких деток есть сложности в повторении движений, но он старается, а главное ему это нравится. 

- То есть первый учебный год у Димы уйдет на адаптацию?

- Адаптационный период у деток аутистов проходит гораздо дольше, чем у простых ребятишек. Естественно пока о написании букв, цифр, сложении-вычитании речи не идет. Он прописывает некоторые элементы. К тому же, нужно учитывать не только психологические, но и физические особенности. Когда я стала заниматься с Димой, обратила внимание, что на меня он смотрит немного наклонив голову и отводит глаза в сторону. Выяснилось, что у мальчика боковое восприятие. Писать на обычной парте он не может, так как просто не видит прямо перед собой. Родители купили ему специальную доску и сделали наклонную поверхность. Вы бы видели лицо Димы, когда он увидел элементы, которые прописал! Он был счастлив и горд собой.

- Есть мнение, что аутисты неконтактны особенно с посторонними людьми. Как Дима общается со сверстниками?

- Лично я с этим мнением не соглашусь. Аутисты очень охотно идут на контакт, но так как могут, как умеют и не всегда это получается так, как это принято у обычных людей. И это тоже нужно учитывать. Если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, когда посторонний шум причиняет ему огромный дискомфорт, он будет затыкать уши, кричать. В этом случае нужно приобрети для школы наушники, чтобы он чувствовал себя более комфортно. Есть детки, которые при тактильном контакте, становятся как ежики. Значит лучше избегать с ним объятий, любых прикосновений. Как раз тьютор и может объяснить педагогу возможные нюансы, особенности подхода к тому или иному ребенку. Кому-то, чтобы успокоиться и прийти в ресурсное состояние необходимо побыть в тишине, уединиться, кому-то полистать книгу, а кому-то, например, как Диме, покрутить игрушку.

- Какими важными качествами должен обладать тьютор?

- Первое и основное – желание работать с детьми. Без этого даже не стоит пробовать себя в этой профессии. Во-вторых, этот труд требует моральной устойчивости, контроля над собой. Важно понимать, что тьютор – не нянька, а помощник, наставник. Наша основная цель научить ребенка действовать максимально самостоятельно в рамках учебного процесса с использованием специальных методик и технологий.  

- Какие основные сложности в вашей работе?

- Не видеть прогресса. Важно понять и принять, что по щелчку результата не будет, что будут откаты назад и придется все начинать заново. За этот учебный год мы с Димой многому научились, но пройдут летние каникулы, и, возможно, ко второму году обучения навыки и знания позабудутся, придется их восстанавливать, закреплять.

- Димины родители это понимают?

- Взаимопонимание, контакт с родителями – еще один важный элемент в работе тьютора. Мы тесно сотрудничаем, проговариваем, анализируем каждый учебный день. Они включены в процесс и понимают, где могут быть риски, и мы вместе думаем, как сделать так, чтобы их избежать или минимизировать.

- Как долго особенные детки нуждаются в тьюторе? До окончания школы?  

- Как я уже говорила, наша основная задача научить самостоятельности исходя из тех или иных ситуаций. Но ситуации бывают разные, и дети разные. У кого-то этот процесс проходит легче и быстрее, у кого-то дольше. Что касается Димы, то сейчас наша цель выйти на полное расписание, какое-то время позакрепляем, а потом пойдем в обратную сторону. То есть, он будет посещать все занятия, а я сбегать, постепенно увеличивая время своего отсутствия. Мое присутствие перестанет быть необходимым, когда мы увидим, что Дима справляется сам, что у него налажен контакт с педагогом, одноклассниками, что ему комфортно в классе, дабы избежать стрессовых ситуаций, как для него, так и учителя.

- Елена, на ваш взгляд, есть ли будущее у инклюзивного образования?

- Процесс идет, но очень сложно, со скрипом. На мой взгляд, это обусловлено постоянными реформами в системе образования, а что-то новое всегда дается непросто. У школьных педагогов  и без инклюзии огромная нагрузка и, увы, многим, не до наших особенных деток. Но нужно понимать, что таких детей не становится меньше, что тьютеры не прихоть, не помеха в учебном процессе, а помощники, не только для ребенка, но и педагогов.  

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру