Елена Русских с сентября прошлого года сопровождает первоклассника Диму (имя изменено) - мальчика аутиста. И хотя он посещает не обычную, а коррекционную школу, где учатся такие же, как и он, особенные детки с самыми разными диагнозами, общественники «Ступеней» уверены - это тоже своего рода инклюзия, ведь ребенок не сидит дома в четырех стенах, а учится, в том числе навыкам социализации.
- Елена, расскажите о мальчике, которого вы сопровождаете?
- Дима интеллектуально сохранен, он очень умный и любознательный мальчик. Но у него есть некоторые поведенческие особенности, которые мешают ему в процессе обучения. Например, неусидчивость, не внимательность. Первое время он мог во время урока вскакивать, ходить по классу или, наоборот, уходил в себя. К тому же Дима не говорящий ребенок и, понятно, что выстроить с ним коммуникацию педагогу не легко, да и ему привыкать к дисциплине, школьному распорядку тоже было не просто. В начале учебного года, он мог высидеть в классе не больше 15 минут. Потом мы тихонько вставали и выходили. Таким образом, нам удалось сохранить мотивацию к обучению, не давя, не принуждая. Постепенно, контролируя его поведение, прибавляли время - по одной - две минуты. Когда дошли до 20 минут, а поверьте, это было большой победой, стали делать небольшой индивидуальный перерыв на 2-3 минутки, после которого возвращались на вторую половину урока. Первую четверть Дима закончил с посещением 1,5 уроков, к окончанию второй – 2,5, сейчас уже занимаемся три урока без дополнительных перемен. Он вместе со всеми ребятами ходит в столовую, а, учитывая его особенности, это серьезный прорыв в плане социализации, стал заниматься физкультурой, ритмикой. Да, пока не все ловко получается, так как у таких деток есть сложности в повторении движений, но он старается, а главное ему это нравится.
- То есть первый учебный год у Димы уйдет на адаптацию?
- Адаптационный период у деток аутистов проходит гораздо дольше, чем у простых ребятишек. Естественно пока о написании букв, цифр, сложении-вычитании речи не идет. Он прописывает некоторые элементы. К тому же, нужно учитывать не только психологические, но и физические особенности. Когда я стала заниматься с Димой, обратила внимание, что на меня он смотрит немного наклонив голову и отводит глаза в сторону. Выяснилось, что у мальчика боковое восприятие. Писать на обычной парте он не может, так как просто не видит прямо перед собой. Родители купили ему специальную доску и сделали наклонную поверхность. Вы бы видели лицо Димы, когда он увидел элементы, которые прописал! Он был счастлив и горд собой.
- Есть мнение, что аутисты неконтактны особенно с посторонними людьми. Как Дима общается со сверстниками?
- Лично я с этим мнением не соглашусь. Аутисты очень охотно идут на контакт, но так как могут, как умеют и не всегда это получается так, как это принято у обычных людей. И это тоже нужно учитывать. Если у ребенка проблемы со слуховым восприятием, когда посторонний шум причиняет ему огромный дискомфорт, он будет затыкать уши, кричать. В этом случае нужно приобрети для школы наушники, чтобы он чувствовал себя более комфортно. Есть детки, которые при тактильном контакте, становятся как ежики. Значит лучше избегать с ним объятий, любых прикосновений. Как раз тьютор и может объяснить педагогу возможные нюансы, особенности подхода к тому или иному ребенку. Кому-то, чтобы успокоиться и прийти в ресурсное состояние необходимо побыть в тишине, уединиться, кому-то полистать книгу, а кому-то, например, как Диме, покрутить игрушку.
- Какими важными качествами должен обладать тьютор?
- Первое и основное – желание работать с детьми. Без этого даже не стоит пробовать себя в этой профессии. Во-вторых, этот труд требует моральной устойчивости, контроля над собой. Важно понимать, что тьютор – не нянька, а помощник, наставник. Наша основная цель научить ребенка действовать максимально самостоятельно в рамках учебного процесса с использованием специальных методик и технологий.
- Какие основные сложности в вашей работе?
- Не видеть прогресса. Важно понять и принять, что по щелчку результата не будет, что будут откаты назад и придется все начинать заново. За этот учебный год мы с Димой многому научились, но пройдут летние каникулы, и, возможно, ко второму году обучения навыки и знания позабудутся, придется их восстанавливать, закреплять.
- Димины родители это понимают?
- Взаимопонимание, контакт с родителями – еще один важный элемент в работе тьютора. Мы тесно сотрудничаем, проговариваем, анализируем каждый учебный день. Они включены в процесс и понимают, где могут быть риски, и мы вместе думаем, как сделать так, чтобы их избежать или минимизировать.
- Как долго особенные детки нуждаются в тьюторе? До окончания школы?
- Как я уже говорила, наша основная задача научить самостоятельности исходя из тех или иных ситуаций. Но ситуации бывают разные, и дети разные. У кого-то этот процесс проходит легче и быстрее, у кого-то дольше. Что касается Димы, то сейчас наша цель выйти на полное расписание, какое-то время позакрепляем, а потом пойдем в обратную сторону. То есть, он будет посещать все занятия, а я сбегать, постепенно увеличивая время своего отсутствия. Мое присутствие перестанет быть необходимым, когда мы увидим, что Дима справляется сам, что у него налажен контакт с педагогом, одноклассниками, что ему комфортно в классе, дабы избежать стрессовых ситуаций, как для него, так и учителя.
- Елена, на ваш взгляд, есть ли будущее у инклюзивного образования?
- Процесс идет, но очень сложно, со скрипом. На мой взгляд, это обусловлено постоянными реформами в системе образования, а что-то новое всегда дается непросто. У школьных педагогов и без инклюзии огромная нагрузка и, увы, многим, не до наших особенных деток. Но нужно понимать, что таких детей не становится меньше, что тьютеры не прихоть, не помеха в учебном процессе, а помощники, не только для ребенка, но и педагогов.