Главврач алтайского онкодиспансера – о борьбе со злоупотреблениями и «развороту» к пациентам

Год назад Алтайский онкодиспансер получил нового главврача. Им стал Игорь Вихлянов, 54-летний доктор медицинских наук, заместитель главврача по хирургии из областного клинического онкологического диспансера Кемерово. Для Алтайского края Игорь Вихлянов человек не новый - с 1998 по 2013 год он был завотделения в онкодиспансере, а с 2002 по 2013 год - старшим научным сотрудником Алтайского филиала ФГУ РОНЦ им. Блохина РАМН. «Политсибру» поговорил с новым главврачом о том, что изменилось в медучреждении за год.

Главврач алтайского онкодиспансера – о борьбе со злоупотреблениями и «развороту» к пациентам

- Верно говорят, что будет закрыт Алтайский филиал онкоцентра имени Блохина, где вы когда-то работали? Как такое может быть?

- Не хотелось бы рассуждать об этом, пока нет документов на руках. Могу сказать только, что, по словам исполняющего обязанности директора филиала Дмитрия Ивановича Ганова,  финансирование филиала утверждено до 2021 года, а штатное расписание – до конца 2019 года. Приказ был датирован 15 января. При этом сейчас решается судьба еще одного филиала – в Казани.

- Вы возглавляете Алтайский онкоцентр после бессменного Александра Лазарева, и вы его ученик. Какие эмоции вы испытываете, когда думаете об этом?

- Александр Федорович внес огромный вклад в развитие онкологии в Алтайском крае, и это неоспоримый факт. Своим учителем его считаю не только я – фактически он создал нашу службу. Это вызывает уважение, даже почтение. Я никогда не примерял на себя его должность, работал в Кемерово и о коррупционном скандале в алтайском онкоцентре узнал из интернета. Однако работа начмеда не оставляет много свободного времени, и я, честно признаюсь, не придавал этому значения. Но обстоятельства сложились так, что Александр Федорович ушел, а мне предложили вернуться назад в Алтайский край и вместо него возглавить диспансер.

- С чего вы начали?

- Начал с организационных моментов. Они не всегда на виду, но мешают качественной работе персонала и создают неудобства для пациентов. Удалось также разобраться со многими злоупотреблениями. Весь год мы работали над тем, чтобы диспансер ушел из коррупционного поля. Во время работы следствия, когда изымалась финансовая документация, приходилось подписывать до несколько сотен листов в день. После того, как были выявлены нарушения, нам пришлось перестраивать всю службу - приняли нового контрактного управляющего, главную медсестру, старшего экономиста.

- Основными направлениями деятельности всех вышеназванных лиц являлась работа с расходными материалами, поставляемыми в АКОД. Расскажите, как выглядели нарушения?

- Система закупки и приемки расходных материалов была «непрозрачной». Это и привело к нарушениям. Нами был принят новый контрактный управляющий, система закупки расходных материалов пришла в соответствие с законом. Была сформирована реально действующая комиссия по приемке расходных материалов. Ранее по факту (при созданной на бумаге «комиссии») этим занимался один человек – главная медсестра.

В настоящее время создана централизованная система учета расходных материалов с применением цифровых технологий. Все это позволило в 2018 году сэкономить на расходных материалах несколько десятков миллионов рублей. Это не привело к снижению объема оказанной специализированной помощи в Алтайском краевом онкологическом диспансере. Напротив, при указанной выше экономии на расходных материалах в условиях дневного стационара удалось пролечить на 10,2% пациентов больше, а в круглосуточном стационаре – на 7%, чем в 2017 году.

Сложная ситуация была и с лекарственным обеспечением. Иногда не хватало лекарственных препаратов для проведения так называемой «базовой терапии», не говоря уже о высокотехнологичных схемах лечения. Была произведена смена руководства аптечной службой Алтайского краевого онкологического диспансера. Мы перешли на цифровые технологии в учете лекарственных препаратов, и теперь точно знаем, какие лекарства есть в аптеке, какие у старших сестер в отделениях и, в случае необходимости, оперативно можем передать лекарство из одного отделения в другое внутри диспансера. Все это позволило улучшить качество лечения и устранить перебои в снабжении отделений диспансера лекарственными препаратами.

Вместе с тем, учитывая и экономию по расходным материалам, в 2018 году нами было закуплено на 50% больше препаратов для химиотерапии, в том числе новейших средств. Это позволило оказать помощь большему числу пациентов с высокой эффективностью.

- Серьезной проблемой раньше были очереди на прием в поликлинике Алтайского краевого онкологического диспансера, что изменилось?

- Мы пересмотрели все графики, увеличили время приема поликлиники до 18:00, ввели субботние врачебные приемы. Фактически мы сократили время ожидания приема с 14 дней до 6. Кроме того, очереди в регистратуру сократились в 2,5 раза, а время обслуживания – в 5 раз.

Для сравнения, в 2018 году в поликлинике «Надежда» было принято 182 464 пациента или на 12% больше по сравнению с предыдущим календарным периодом.

Мы изменили формат врачебных консилиумов, где формируется направление на госпитализацию с фиксированной датой. Ранее существовал один общий консилиум, и очередь на него составляла 50 -55 человек. Это слишком большой поток информации - уже после двадцатого пациента членам консилиума трудно ориентироваться и принимать верные решения. Мы сформировали врачебные консилиумы по различным локализациям: колоректальный рак, легкие, молочная железа, опухоли мочеполовой системы. Сейчас у нас пять рабочих консилиумов, соответственно очередь здесь всего 9-10 человек, и наша задача максимально сократить время от выявления заболевания до начала лечения.

- Все, что вы предлагали, принималось без сопротивления? Или приходилось убеждать, доказывать?

- Коллектив диспансера не только был готов к переменам – запрос на изменения исходил от самих врачей и персонала. Мы обсудили ситуацию в хирургической службе, решили осваивать новые методики, и наши специалисты поехали на курсы совершенствования. Теперь мы развиваем все методы эндоскопической хирургии. Кроме того, организовали еще одно отделение лучевой терапии, что позволило пролечить большее количество больных (на 5,5%). При этом основная прибавка пришлась на дневной стационар, для многих пациентов это удобно.

- Говорят, по вашему распоряжению «прорубили» еще одно окно для приема одежды в поликлинике и расширили площадь парковки…

- Да, важно все, что влияет на эмоциональное состояние людей. По парковке была проблема с финансированием, но тут навстречу нам пошла администрация Центрального района. В итоге вместимость площадки выросла сразу на 100 машино-мест. Немаловажным, с моей точки зрения, является и комфортное нахождение больных на лечении. С целью повышения комфортности пациентов по ходатайству администрации АКОД Сбербанком был установлен банкомат в холле лечебно-диагностического корпуса. Удобно и сотрудникам, и пациентам.

- Игорь Владиславович, расскажите, что у вас в приоритете на 2019 год?

- Продолжим работать над качеством обслуживания пациентов. Это в первую очередь улучшение работы поликлиники, увеличение доступности, максимальное  сокращение времени от выявления заболевания до начала лечения.

Мы планируем открыть на базе онкодиспансера симуляционный центр. Здесь специалисты будут отрабатывать практические навыки на тренажерах-симуляторах онкологического профиля.

Продолжится обучение специалистов онкологического диспансера в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Планируем направить как минимум 34 сотрудника из всех подразделений онкодиспансера - от лечебных  до диагностических.

Большие задачи стоят перед нами в плане технического переоснащения. Это позволит вывести на другой качественный уровень хирургическую и радиологическую службу в регионе. Могу добавить, что в текущем году приложим все усилия, чтобы пролечить еще больше число пациентов с лучшей эффективностью. Задачи, поставленные президентом РФ перед онкологической службой страны, надо решать!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру