Анестезиолог Владимир Мартыненко — об особенностях профессии, операциях и спасении человеческих жизней

Будни универсального солдата

Хирург и анестезиолог-реаниматолог — главный тандем на операции. Пока первый орудует скальпелем, второй контролирует состояние погруженного в сон и расслабленного пациента. Они делают все, чтобы вмешательство прошло для больного максимально комфортно.

Будни универсального солдата

Анестезиологи всего мира 16 октября отмечают профессиональный праздник. В 1846 году зубной врач Уильям Мортон впервые провел операцию под эфирным наркозом. За полтора столетия технологии сделали огромный скачок вперед. Об особенностях профессии, операциях и спасении человеческих жизней рассказал заведующий отделением анестезиологии и реанимации Алтайской краевой клинической больницы (ККБ) Владимир Мартыненко.

Форс-мажоры — обычная практика

За год отделение проводит 13 тысяч наркозов, а всего в ККБ в год делают примерно 22 тысячи операций с проведением общего наркоза. Как отмечает главный врач краевой клинической больницы Диана Рудакова, в коллективе отделения около 100 сотрудников (врачи, медицинские сестры, санитарки), из них 24 врача анестезиолога-реаниматолога. Здесь идет круглосуточный прием и госпитализация, применяют все современные методы и технологии интенсивной терапии, реанимации, ухода и мониторинга.

— Владимир Аркадьевич, каким был ваш путь в профессию?

— Пошел в мединститут за компанию. Как-то после выпускного сестра товарища, студентка этого вуза, сказала: «Учиться там легко. От сессии до сессии делать нечего». Вот и пошел в якобы «легкий» вуз, но впоследствии ни разу не пожалел. Когда окончил институт, выбирал между эндоскопией, хирургией и анестезиологией. Хирургом быть хотел, но в их отделении есть один, максимум два ведущих хирурга. А я хотел быть везде первым и выбрал анестезиологию. В ординатуру, можно сказать, поступил по блату. Туда брали отличников, а я был хорошим спортсменом, играл за волейбольные сборные вуза и края. На шестом курсе меня учили анестезиологи (Сергей Михайлович Чулимов, врачи больницы шинников), сейчас это городская больница № 11.

— Значит, у вас не было родственников-врачей, семейной преемственности?

— Не было. И более того, я в детстве не хотел быть врачом. В восьмом классе разбил себе палец на ноге. Хирург чистил рану по живому. Мне было так больно, что я проклял всех и решил: белый халат никогда не надену. Но потом, конечно, пересмотрел свои убеждения.

— Вопрос банален, но все-таки. Почему анестезиология столь значима?

— Если ваш родственник пойдет на операцию, с кем вы будете разговаривать об ее успехе? Наверное, с хирургом. И такой ответ дает большинство респондентов, в том числе на Западе. Про анестезиолога начали вспоминать лишь недавно, некоторые пациенты стали интересоваться. Ведь во время операции анестезиолог охраняет и больного, и хирурга. Хирург оперирует, а за жизнь пациента и все осложнения отвечает анестезиолог. Поэтому очень важно, каким он будет. Во время операции возможны форс-мажорные обстоятельства: может остановиться дыхание и сердце. Такой риск всегда есть, но связан он чаще с сопутствующими патологиями организма, наличием непереносимости, чувствительности к препаратам. Опытный врач не должен тушеваться и терять самообладание.

— Какие операции для вас особенно сложные?

— Не бывает легких. Может быть, так могут сравнивать хирурги. У нас говорят: маленький или большой наркоз. Каждое вмешательство — риск для больного. Даже при маленькой операции с наркозом должен обязательно быть анестезиолог: как дышит, как бьется сердце, вовремя ли проснулся, окончательно ли пришел в сознание. В советское время у нас не было никаких мониторов или следящей аппаратуры. И анестезиолог определял степень обезболивания глазами, руками или косвенными признаками. Сейчас есть масса техники, которая может определить, достаточно или передозировка. Теперь наблюдают не только сердце и дыхание, но и мозг с помощью энцефалографа. Есть случаи, когда идут больные с множеством сопутствующих заболеваний, их надо оперировать. Если вмешательство экстренное, анестезиолог с риском для жизни больного идет туда.

Нестандартные задачи каждый день

— А вы сейчас практикуете? Стоите за операционным столом?

— Отделение анестезиологии и реанимации состоит из двух половинок. Первая — работа в операционной, обеспечение анестезиологического пособия или, как говорят в народе, «давать наркоз». Вторая — лечение реанимационных больных. Поэтому в операционную я стал ходить реже, только когда не хватает рабочих рук. А с палатой работаю каждый день в плане консультаций, рекомендаций, наставлений.

— Как оцениваете молодых коллег? Что им советуете?

— Нужен каждодневный опыт, необходимо набивать руку в этом деле. Никогда по книжкам не научишься давать наркоз или оперировать. Ты должен это делать каждый день. Каждая операция требует максимального напряжения, особенно для молодых врачей. Главное, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. На это уходят годы. Для того чтобы подготовить специалиста-анестезиолога за рубежом, молодые кадры стажируются не меньше пяти лет. В России это в лучшем случае год или два. Хорошего врача из выпускника вуза у нас делает практика в течение пяти-семи лет. Специальность по-прежнему остается дефицитной, при такой нагрузке анестезиологов не хватает.

— Пациенты часто благодарят вас и ваших подчиненных?

— Тот, кто побывал в реанимации, скорее всего, не помнит лица анестезиолога-реаниматолога, который давал наркоз и следил во время операции. Перефразирую известную поговорку: говори с людьми, и они к тебе потянутся. Например, анестезиолог пришел перед операцией и спросил: «Как дела?». Потом на столе подошел, снял колпак и шапку: «Это я с вами разговаривал, помните меня? Как вы себя чувствуете?». После выхода пациента из наркоза, на следующее утро, опять поинтересовался. Конечно, такого врача запомнят и поблагодарят. Сейчас этого нет. Возможно, так не воспитывают, и жизнь такая бурная, что анестезиолог не успевает. Если сказать про наше отделение, мы в день проводим 40-60 наркозов. В районных больницах такое количество делают за полгода. Наверное, им трудно обойти всех, если каждый выдал в день по четыре-пять. Поэтому благодарности анестезиологи получают редко.

— Как успеваете практиковать и выстраивать администрирование? За что любите свою работу?

— Прихожу в семь утра, ухожу по-разному, в зависимости от объема работы. Иногда из дома вызывают, хотя теперь реже. Ребята подросли, стали более опытными. Очень большой объем работы занимает организация. Например, нештатная ситуация, четыре операции одновременно. Людей надо распределить, ведь на кону жизни пациентов. Нашу работу называют специальностью универсального солдата. За это я ее люблю. Нужно разбираться во всех болезнях и патологиях, хотя бы в общих чертах, чтобы правильно реагировать. Мне нравится такое разнообразие, поэтому нашу специальность не сравнить ни с какой другой. Каждый день нестандартные ситуации, с которыми надо быстро разбираться, порой за несколько секунд. В то же время сегодня медицинская наука позволяет оперировать больных, которым еще недавно это было противопоказано. А это значит, что помощь анестезиологов становится необходимой все большему числу пациентов.

— Что цените в коллективе?

— Мне импонирует любознательность. Я люблю чудаков и отношу себя к таким. Потому что они меняют мир. Им все время что-то надо, все интересно, они куда-то лезут. Из-за этого все развивается. Если инициативы и любознательности нет, то такие мне менее интересны.

— После такой ответственной работы как расслабляетесь?

— В обычной жизни я такой же человек, как и все. Раньше много занимался спортом. Сейчас у меня дом, огород, ремонт машины, поездки на рыбалку. В отпуске езжу нянчиться с внуками.

— Что пожелаете коллективу отделения и коллегам в профессиональный праздник?

— В первую очередь попрошу пациентов и ваших читателей быть более доброжелательными к медикам, с пониманием относиться к нашей работе. Она чрезвычайно ответственна и не терпит ошибок. Анестезиология постоянно развивается, приходят новые открытия и методики. Желаю коллегам неустанно совершенствовать профессиональный уровень, активно делиться информацией, обмениваться опытом. Успехов вам в ответственном труде, крепкого здоровья, благодарности пациентов, большого личного счастья и материального благополучия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 10 октября 2018

Заголовок в газете: Будни универсального солдата

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру