Как починить компьютер и не остаться в дураках?

Какие варианты обмана используют недобросовестные «мастера» компьютерной помощи

Когда ломается компьютерная техника — это неприятно, но не смертельно. Тем более что сейчас действует множество фирм, которые оказывают сервисные услуги. Однако, как показывает практика, далеко не всем можно доверять, несмотря на убедительную рекламу. В рубрике «Социальный ликбез» рассмотрим варианты возможного обмана, которые используют недобросовестные «мастера» компьютерной помощи. Разберемся на конкретных примерах.

Какие варианты обмана используют недобросовестные «мастера» компьютерной помощи

История первая

У пенсионера из Барнаула сломался компьютер. Естественно, самостоятельно понять, в чем суть поломки, Иван Петрович не смог, поэтому решил обратиться в специализированный сервисный центр. «Погуглив», он остановил выбор на одной из компаний, занимающейся комплексным ремонтом компьютерной техники. На сайте фирмы было сказано, что здесь работают настоящие профессионалы, к тому же мастер бесплатно приедет на дом, да и за диагностику ПК не возьмет ни копейки. Подкупило и то, что фирма с многолетним стажем, представительства ее есть в разных городах Сибири. В общем, недолго думая, наш герой позвонил по указанному номеру, и уже через час представитель ремонтной фирмы был на месте, тут же взялся за дело и на удивление быстро поставил диагноз. Однако пенсионер, не владеющий компьютерной терминологией, так и не понял, в чем же суть проблемы. Понадеявшись на профессионализм мастера и его честность, согласился на ремонт ПК.

— В течение трех часов сотрудник сервиса ковырялся в компьютере, разобрал, что-то почистил, собрал. В итоге вынес вердикт, что не может исправить поломку, так как необходима замена каких-то комплектующих. Потом выставил счет на сумму почти в шесть тысяч рублей, аргументировав это тем, что свою-то работу он выполнил и за нее придется заплатить, — вспоминает Иван Петрович.

Выложив деньги за неисправный компьютер, пожилой мужчина уже было смирился с утратой, понимая, что финансов на замену деталей, увы, нет. Тем бы все и закончилось, но в дело вмешались родственники.

— Когда я узнала эту историю, сразу поняла, что папа нарвался на недобросовестный сервис. Стоимость работ, указанная в квитанции, не соответствует реальным ценам, что мне позже подтвердили специалисты, работающие в этой сфере. Но больше всего возмутил тот факт, что мастер взял деньги, повторюсь, не маленькие, и не устранил причину поломки, — возмущается дочь пенсионера Виктория.

Женщина тут же позвонила в сервисный центр и заявила, что если завтра поломка не будет устранена, она пойдет жаловаться в Роспотребнадзор и полицию. Девушка-диспетчер, оформив заявку, пообещала прислать другого специалиста. На следующий день в квартиру Ивана Петровича пришел новый мастер и буквально в течение часа устранил неполадки. На вопрос, почему с этой работой не справился его коллега, он лишь развел руками, сообщив, что отвечает только за себя. В общем, эта история закончилась, можно сказать, благополучно, не считая потраченных нервов и явной переплаты за оказанные услуги. «Работает — и то хорошо», — делает вывод наш герой. 

Александра Высоцкая, адвокат:

— Я бы не рассматривала эту ситуацию в качестве мошеннических действий. Здесь очевидные признаки недобросовестного оказания услуг. К таким правоотношениям в первую очередь применяют нормы Закона «О защите прав потребителей».

Чтобы избежать подобных неприятностей, перед оказанием любой услуги, будь то ремонт компьютера, стиральной машинки, автомобиля, советую всегда заключать договор, где должны быть четко указаны предмет и действия, которые исполнитель обязуется осуществить по заданию заказчика.

При определении предмета договора желательно не ограничиваться стандартными формулировками и общими фразами, а подробно описать, что именно входит в ту или иную услугу. Это позволит в будущем избежать множества проблем.

Обязательные условия договора — стоимость оказываемой услуги, порядок оплаты, срок исполнения, место исполнения, гарантии. В тех случаях, когда предусмотрено несколько действий, нужно определить стоимость каждого из них.

Для фиксации оказания услуги составляют акт. Он не является обязательным, но, столкнувшись с недобросовестным исполнителем, заказчик может потребовать безвозмездно устранить недостатки в разумный срок, уменьшить установленную цену, возместить расходы (если право заказчика предусмотрено в договоре возмездного оказания услуг).

Условия оказания услуги исполнитель должен сообщить до оплаты. В законе также прописана ответственность за нарушение прав потребителей. В статье 13 сказано, что причиненные убытки подлежат возмещению в полной мере сверх неустойки, установленной законом или договором.

Статья 16 ФЗ «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя» указывает на то, что нельзя обусловливать приобретение одной услуги необходимостью приобретения другой. То есть исполнитель не может без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Если такие работы произведены без согласия потребителя и он их оплатил, то имеет право потребовать вернуть сумму (ч. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). В случае обращения в суд, исполнитель, помимо денег, полученных по договору, обязан будет оплатить штраф в размере 50% от присужденной судом суммы в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона), а в некоторых случаях и возместить моральный вред.

История вторая

Произошла она с жительницей Бийска Ольгой. Когда у нее сломался ноутбук, она тоже нашла в интернете телефон сервисного центра, специализирующегося на ремонте компьютерной техники. Прибывший мастер, осмотрев технику, сообщил, что в домашних условиях ремонт невозможен. Нужно везти в офис и там детально разбираться в причинах поломки.

— Мы подписали договор, в котором было указано, что срок ремонта 10 дней. Уже прошел месяц! Сначала мастер по телефону просил еще подождать, потом сообщил, что сделать ничего не смог и привезет ноутбук назад. Теперь он вообще не отвечает на мои звонки, — рассказывает Ольга.

Александра Высоцкая, адвокат:

— В соответствии со ст. 28 Закона, если исполнитель нарушил сроки выполнения работы или стало очевидным, что она не будет сделана в срок, потребитель по своему выбору вправе:

— назначить исполнителю новый срок;

— поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

— потребовать уменьшения цены за выполнение работы;

— отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Если мастер не отвечает на звонки, и установить его место нахождения невозможно, есть смысл обратиться в правоохранительные органы для выяснения всех обстоятельств.

• Обзваниваете несколько фирм сразу? Правильно делаете, но помните, что цены, озвученные по телефону, не всегда соответствуют действительности. Поэтому обязательно спрашивайте, сколько будут стоить вызов и диагностика.

• Перед тем как мастер начнет что-либо делать с вашим компьютером, изучите прайс-лист. Поинтересуйтесь, сколько будет стоить вся работа. Если он не может вам ответить сразу, попросите обозначить ценовые рамки (от и до — и не дороже). Если говорит: «Не знаю, будет видно», — явный признак его некомпетентности.

• Заранее поинтересуйтесь условиями повторного (гарантийного) ремонта.

• Всегда находитесь рядом с мастером. Следите за тем, что он делает, даже если ничего не понимаете. Не стесняйтесь спрашивать о том, какие работы он сейчас выполняет.

• В случае если требуется разобрать компьютер или ноутбук, следите за тем, какие комплектующие извлекаются, а какие устанавливаются. Нередки случаи замены на более дешевые аналоги.

• Никогда не отдавайте компьютер или ноутбук домой (в сервис). Если потребуется, не пожалейте времени и отвезите сами.

• В случае замены каких-либо комплектующих требуйте чеки на них.

• Оплачивайте только те услуги, которые были с вами согласованы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 27 июня 2018

Заголовок в газете: На все руки «мастера»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру