Артем Корзеев: как учить детей в школе, чтобы потом не пришлось их переучивать в вузе

В недавнем онлайн-мероприятии «Дни образования на Алтае 2020» состоялся круглый стол «Формирование и развитие функциональной грамотности у учащихся начальных классов с помощью цифровых инструментов», в котором вместе с алтайскими учителями принял участие руководитель региональных образовательных проектов Яндекс.Учебника Артем Корзеев. На мероприятии презентовали методические подходы и образовательные практики развития функциональной грамотности учащихся начальных классов с применением цифровых решений. Артем Корзеев рассказал для «Московского Комсомольца на Алтае» о функциональной грамотности алтайских школьников, почему это важно и каким образом онлайн-ресурсы могут помочь учителям решить эту проблему.

Артем Корзеев: как учить детей в школе, чтобы потом не пришлось их переучивать в вузе

– Как обстоят дела с функциональной грамотностью в России?

– Показатели функциональной грамотности школьников в РФ находятся примерно в середине международного рейтинга PISA. Российские 15-летние школьники занимают 31 место из 77 по читательской грамотности, 30 место из 78 по математической и 33 место из 78 по естественно-научной. Тестирование проводится каждые три года и измеряет способность учеников применять изученные в школе навыки для решения реальных жизненных проблем.

Очевидно, нашей стране есть куда расти. Сейчас и государством, и бизнесом делается очень многое, для того чтобы развивать функциональную грамотность школьников. У крупных, средних и даже совсем небольших компаний появляется множество проектов, направленных на развитие детей и подростков.

Функциональная грамотность нужна каждому человеку. Для чего? В советские времена тем, кто приходил в институт, часто говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Приходя на работу, слышали: «Забудьте всё, чему вас учили в университете». Так вот, функциональная грамотность прямо противоположна этому тезису. Она подразумевает преемственность знаний: все, что мы узнаем, должно в конечном итоге направляться на решение тех жизненных задач и ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.

– Этот вопрос поднимается только из-за международных рейтингов, или у педагогов есть другие мотивы?

— Для современного педагога важно заниматься развитием «гибких навыков», которые напрямую связаны с функциональной грамотностью, своих учеников. Это предписано на уровне ФГОСов. Однако практических инструментов для этого у учителя не так много. Существуют задания, которые помогают оценить уровень функциональной грамотности школьников, но заданий, которые помогали бы этот уровень повысить, крайне мало. Они по большей части сложные, метапредметные, и воспринимаются и учителями, и учениками как нечто необязательное и неприятное.

Да и сама по себе функциональная грамотность сегодня как никогда актуальна. Это понятие появилось в 1957 году — тогда оно включало в себя только навыки чтения и письма, которые человек мог бы использовать в повседневной жизни для решения бытовых проблем: походов в магазин, ознакомления с документами и так далее. Раньше оно применялось, в основном, ко взрослому населению. Современный мир диктует новые правила: людям важно развивать способность применять свои знания еще в школьном возрасте. И теперь это относится не только к чтению и письму. Функциональная грамотность нужна, чтобы сделать школу менее оторванной от реальной жизни.

В связи с этим становится очевидным, что её формирование нужно не только для международных рейтингов. Это действительно важный навык, с помощью которого человек может успешно существовать в социуме. В этом случае рейтинги становятся тем, чем они и должны быть: просто инструментом измерения.

– Расскажите, как Яндекс.Учебник помогает решить проблему функциональной грамотности?

– Всё, что с этим связано, мы развиваем вместе с Галиной Сергеевной Ковалёвой — кандидатом педагогических наук, заведующей Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования. Она и ее команда являются разработчиками заданий PISA в России. Сейчас цифровые образовательные ресурсы в нашей стране делают первые шаги: у нас есть подборки заданий на работу с информацией. 5 октября мы запускаем годовой проект «Марафон по функциональной грамотности». Он включает диагностику компетенций учителя в области ФГ, обучающий курс, метапредметные задания для учеников 1-4-х классов, направленные именно на формирование, а не на проверку навыков по работе с информацией, это забег на длинную дистанцию. По итогам марафона учитель получит карту компетенций своих учеников, отчет, где будет видно динамику развития навыков.

– Влияет ли как-то на формирование функциональной грамотности то, какими средствами она формируется: цифровыми или традиционными?

– Я не видел исследований, которые бы говорили, что развитие ФГ возможно только аналоговыми средствами, а не цифровыми, или наоборот. Ведь всегда можно отправлять бумажное письмо, а можно электронное. Это просто вопрос удобства. Наш образовательный ресурс имеет доказанное влияние на образовательный результат в целом и точно не делает хуже. Мы выяснили это, проведя совместное исследование с НИУ ВШЭ. Насколько я знаю, на данный момент на рынке нет цифровых заданий, прицельно направленных на формирование навыков, которые замеряет PISA, и в этом смысле цифровые платформы предлагают уникальный продукт.

– В период дистанционного обучения стало ли больше жителей Алтайского края, подключившихся к образовательному ресурсу Яндекса? Получали ли вы от них обратную связь об использовании сервиса?

– Да, безусловно. Число пользователей в Алтайском крае выросло за период самоизоляции в три раза. Мы получали много положительных отзывов о нашей работе от всех участников образовательных отношений: они отмечали, что сервис всегда был доступен. Это так, наш сервис очень устойчив. К тому же он бесплатный, а внутри — хороший контент. Мы не получали какой-то негативной обратной связи или плохих отзывов.

– Давно ли идёт сотрудничество с регионом?

– Да, с Алтайским краем мы начали сотрудничать еще до официального запуска, который произошел в ноябре 2018 года. Мы вместе проводили на базе этого региона исследования: в том числе то, в котором замеряли влияние ресурса на образовательный результат школьников.

Сейчас с нашим сервисом работает 3 300 учителей и около 55 800 учеников Алтайского края. Также педагоги региона участвуют в программе «Я Учитель»: в интенсиве, ориентированном на диагностику навыков успешного учителя, приняли участие 1700 учителей Алтайского края.

– Существует мнение, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность. Так ли это?

– Я думаю, чтобы глобально ответить на этот вопрос, нужно отдельное исследование. Но по косвенным признакам то, что мы видим, что цифровые инструменты увеличивают эффективность образования – и функциональную грамотность как одну из составляющих образовательного результата тоже. Поэтому мне кажется, что тезис о том, что онлайн-образование увеличивает функциональную неграмотность, довольно спорный.

– О чем вы говорили на форуме «Дни образования на Алтае»?

– На круглом столе я рассказывал о возможностях нашего ресурса в развитии функциональной грамотности. И о том, почему цифровые средства удобны и для педагогов, и для учеников, и для родителей. В этом году мероприятие прошло полностью дистанционно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру