Банки будут блокировать карты и электронные счета граждан без их согласия

При подозрении в хищении средств кредитная организация будет приостанавливать выполнение финансовых операций

07.07.2018 в 12:07, просмотров: 882

Закон, дающий банкам право блокировать кредитные и дебетовые карты без согласия владельца, вступает в силу в конце сентября. При подозрении в хищении средств со счета клиента кредитная организация будет приостанавливать выполнение операций на срок до двух рабочих дней. Кроме того, она обязана отправлять в Центробанк информацию о любой операции, которая будет похожа на хищение средств, и уведомлять об этом владельцев счетов — по телефону или электронной почте.

Банки будут блокировать карты и электронные счета граждан без их согласия

Связываясь с клиентом, оператор по переводу денежных средств будет запрашивать подтверждение транзакции до списания денежных средств. Если тот подтвердит, что операция, которая вызвала подозрение, санкционирована им лично, исполнение распоряжения о совершении операции немедленно возобновят. Если же с владельцем карты связаться не удалось, исполнение транзакции осуществится через два рабочих дня после блокировки, и даже изначально подозрительная операция будет проведена. Для юридических лиц ее отменят.

Что такое подозрительная транзакция

Кроме блокировки карт, при обнаружении подозрительной транзакции, то есть операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, банки получат возможность блокировать электронные кошельки, мобильные приложения и другие системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО), если движение средств на них тоже будет похоже на мошенничество. Стоит отметить, что такие признаки устанавливает Банк России, и в скором времени их опубликуют на сайте регулятора. Однако процедуры выявления подозрительных операций проводятся каждым банком по-своему и основываются на анализе характера, параметров и объема совершаемых клиентом операций. То есть в случае, если оператор заметит значительное отклонение от производимых ранее действий, это и будет считаться признаком подозрительной транзакции.

Как говорят эксперты, этот закон расширит полномочия банков в борьбе с мошенничеством и незаконными транз-акциями. С другой стороны, может способствовать снижению объема продаж дополнительных услуг по страхованию вкладов.

Ваша карта заблокирована

Один из самых распространенных способов мошенничества — как раз сообщение о блокировке карты, которое приходит на мобильный телефон. В связи с принятием закона, разрешающего банкам блокировать карту при подозрении на хищение средств, именно этот вид обмана, скорее всего, активизируется.

Как все происходит: на номер клиента приходит сообщение о блокировке банковской карточки, а также о том, что для ее разблокирования необходимо сделать обратный звонок на короткий номер. Обманутый звонит мошеннику, который представляется сотрудником и просит назвать все данные карты — номер, кодовое слово и ПИН-код, которые требуются якобы для совершения операции по разблокировке. Далее мошенник сообщает о том, что проблема решена, но уже через несколько минут оказывается, что с карты сняты все деньги.

Об этом виде мошенничества, когда владелец карты сам сообщает все данные, с помощью которых преступники получают возможность распоряжаться его накоплениями, предупреждают даже в городском общественном транспорте, но он все равно популярен и, к сожалению, процветает.

Согласно обнародованной статистике ЦБ, за 2017 год объем сомнительных операций составил 422 млрд рублей, из которых 326 млрд рублей составили операции по обналичиванию. При этом авансирование импорта товаров стало в 2017 году основным каналом по сомнительному выводу средств за рубеж, оно составило 24% (23 миллиарда рублей) от общего объема таких операций. Принятие этого закона снизит число мошеннических атак как минимум наполовину.

Но люди поддаются на уловки аферистов и зачастую сами помогают им. Схем мошенничества много, большинство из них четко отработаны и успешны. Среди них есть и совсем «законные» способы списания денежных средств с карточки — SMS с запросом денежных средств путем перечисления на карту и звонок от «липового» сотрудника банка, который сообщает о том, что в данный момент с картой совершаются мошеннические действия. Под предлогом быстрой помощи звонивший получает от владельца карты комбинацию цифр — код подтверждения, который приходит в SMS, и благополучно снимает деньги. Многие, кто получал такие звонки, утверждают, что номера телефонов совпадают с единым номером финансового учреждения. Отследить и найти звонившего не представляется возможным.

Полный контроль и профилактика

Чтобы не потерять средства и избежать блокировки карты, нужно придерживаться нескольких правил и контролировать каждую операцию с картой.

1. Указывайте при покупке только те данные, которые нужны магазину для оформления заказа:

— номер телефона (для подтверждения заказа и сообщений о доставке) и адрес электронной почты (для отправки электронного чека);

— имя и адрес для доставки;

— магазину за рубежом могут понадобиться ИНН и паспортные данные, согласно требованиям российской таможни.

Банку, через который будет производиться оплата по карте, понадобится номер карты, срок ее действия, CVV2 или CVC2. Иногда просят указать имя и фамилию латиницей так, как они указаны на карте. Если при покупке магазин требует у вас еще какие-либо данные, например скан-копию паспорта, девичью фамилию матери или логин и пароль от интернет-банка, — это уже признак готовящегося хищения средств. Совершать покупку в таком магазине не стоит. При этом «привязку» карты к определенному магазину бояться не стоит. Это облегчает процесс оформления покупки и достаточно безопасно: каждый раз нужно подтверждать операцию, следовательно, магазин не сможет списывать с нее деньги без ведома владельца карты.

Кроме того, на сайте магазина, где вы добавляете товар в корзину, помечаете избранные товары и собираетесь оплачивать покупку, обязательно должно быть

SSL-шифрование. Об этом подскажет зеленый замочек в адресной строке браузера. Он означает, что мошенники не смогут перехватить данные, которые вы передаете.

2. Чтобы максимально застраховаться он несанкционированного снятия денег со счета, можно завести несколько карт. Одну используйте для получения заработной платы, которую специалисты рекомендуют снимать сразу после поступления денег. Вторую — для расчетов через интернет, причем пополняйте ее на ту сумму, которую вы планируете потратить. Третью используйте для оплаты покупок в магазинах и супермаркетах.

3. Не отказывайтесь от чеков: все солидные магазины принимают оплату картой на сайте или в специальном приложении и, как правило, присылают ссылку на платежную страницу. Отсутствие такой возможности должно насторожить.

4. Отказывайтесь от обычного перевода денег за покупку частному лицу. В случае возникновения проблем с товаром предъявить претензии в этом случае будет сложно.

5. В социальных сетях тоже есть масса мошенников, схема обмана проста и достаточно распространена: на странице магазина человек пишет комментарий о своем желании приобрести товар, к нему в личку тут же приходит сообщение от неизвестного, который называет цену, сроки доставки и указывает номер виртуальной карты или электронного кошелька. Покупатель, воодушевившись быстрой покупкой, переводит деньги, даже не убедившись, что написавший действительно продавец. Никогда не переводите деньги таким образом, лучше сами пишите личное сообщение магазину.

6. Если деньги с карты были сняты незаконно, не теряя времени, позвоните по горячей линии в банк и заблокируйте карту. Одновременно с этим можно узнать счет зачисления денежных средств и попробовать начать процедуру возвращения денег через банк. Это будет долго и не факт, что удачно, но попробовать стоит.

7. Установите пароль, который будет запрашиваться для подтверждения каждой операции о переводе денежных средств.

8. При смене мобильного номера обязательно отключайте услугу «мобильный банк».

9. Не пользуйтесь банкоматом, если его внешний вид показался странным. В особенности если присутствуют дополнительные элементы, которых, по идее, быть не должно.

10. Не перезванивайте неизвестному абоненту и не отправляйте сообщения на указанные номера.

11. И самое главное, выполняйте все операции по карте самостоятельно и оперативно реагируйте на ситуацию, вызывающую подозрения.