«Сохрани мою речь»: судьба и наследие юного алтайского поэта

9 июля мог бы исполниться 21 год Евгению Ходченко, главе молодежной студии «Перо поэта», актеру любительского театра, а также сыну, другу, брату и наставнику. По версии следствия, он ушел из жизни сам. Это случилось 12 октября 2016 года. Ему было 17 лет.

Евгений имел хорошую семью и друзей, успехи в школе и за ее пределами; он писал стихи, перед ним открывались большие перспективы. Но он не мог смириться с тем, что мир был наполнен ложью, лицемерием, ограничением личной свободы и многим другим. Женя пытался обратить внимание на то, что мы обычно не замечаем в повседневной жизни или не хотим замечать.

В нем кипела упорная работа. Он хотел принести миру пользу. И у него получилось. Как складывалась судьба Евгения и какое наследие он оставил — в материале «МК на Алтае».

«Сохрани мою речь»: судьба и наследие юного алтайского поэта
Евгений Ходченко. Личный архив семьи.

Детство

Любовь к книгам появилась у Жени еще в детстве. Сначала она проявлялась через просьбы почитать сказки, а затем через бережное отношение к бумажным изданиям. Он и сам, будучи чуть старше, читал их своей прабабушке, которая не могла ходить. Так он пытался поднять ей настроение и развлечь ее.

Несмотря на всю доброту, Женя с самого детства имел внутренний стержень, стараясь всегда стоять на своем или искать компромиссы. Прежде всего, он, конечно, заботился о своих интересах, но при этом был очень послушным ребенком, которого даже не за что было ругать.

Воспитатель детского сада, в который ходил Женя, вспоминала, что он был тем из детей, кто не так просто относился к книгам. Он постоянно подходил и задавал вопросы, а когда читали что-нибудь всей детсадовской группе, то лишь Женя слушал, открыв рот от переполненных эмоций.

Поклонники оставляют строчки стихов молодого литератора на стенах домов.

Школа, юность, новые увлечения

В шесть лет Женя пошел на футбол и занимался им до восьмого класса. Уже в начальной школе его выбрали бессменным капитаном.

— Мне кажется, у него не было осознанного желания быть лидером или главным. У него не было такого стремления, но люди к нему тянулись. Как раз из-за его отношения, из-за его душевных качеств, — рассказывает мама.

В 13 лет Женя увлекся рэпом вместе с двумя друзьями: Сергеем и Артемом. Ребята понимают, что им нужна звукозаписывающая студия, но средств на профессиональную запись им по понятным причинам не хватало. Тогда они решили соорудить будку в школе самостоятельно, в свободном подсобном помещении. Ребята потратили целый год на расчистку уголка, сбор денег на оборудование, обустройство кабинки для записи. Женя и его друзья очень много сил потратили на это, однако в последний момент все накрылось.

— Это была действительно звукозаписывающая студия. Пусть и маленькая, но студия. И когда они все это сделали, у них директор отобрал ключи. Естественно, для ребят это было большое разочарование. Они столько сил туда вложили и души. Ну, технику они забрали, все остальное осталось там, — вспоминала мама Жени.

В 14 лет парень пришел в театральную студию «Маскарад». Его туда позвала руководительница Елена Дацун. По ее воспоминаниям, она была очень поражена тем, какие стихи пишет Женя. А читал он их превосходно. Елена удивилась тому, что в 14 лет мальчик, совсем юный, имеет такую глубину души.

Конечно, Женя в «Маскараде» стал настоящей звездой: проводил концерты и мероприятия, выступал автором сценариев, а также писал подводки к номерам в стихотворной форме. Наставники говорили, что у него это получалось лучше всех.

Также Женя любил ходить на поле и писать там стихотворения. Но знаний о стихосложении не хватало, и поэтому в 14 лет он пошел в литературный салон и создал там молодежное направление с ребятами, которые тоже писали стихи. Жене помогли взрослые авторы, например Сергей Климов, который затем стал его наставником. В объединении ребят обучали не просто написанию стихов, но и моментам стихосложения, о которых он не знал. Женя погрузился в это, чтобы тексты были настоящие, звучали красиво и грамотно.

Дома он почти не занимался литературой, в основном обрабатывал стихи. Парень очень много времени проводил на природе. В Новоалтайске, на улице Анатолия, был пустырь, Женя часто ходил туда, садился на камень и читал. Он что-то помечал, анализировал, писал тут же свои строчки.

— Однажды по улице проезжали полицейские, они увидели Женю, остановились, подошли к нему. Спросили, что он тут делает, и не поверили, когда Женя ответил «читаю», — в этот момент книги в руках не было. Тогда полицейские попросили парня открыть рюкзак. Женя открыл. Там на самом деле были книги. И он мне потом говорил: «Людям даже сложно поверить, что я там просто сидел и читал…» — рассказывает мама.

Женя очень любил Бориса Пастернака, Иосифа Бродского и Сергея Есенина. Но вне конкуренции был Федор Достоевский. Женя перечитал всего Федора Михайловича. Он зачитывал маме отрывки произведений, сопровождал возгласами: «Мам, ты послушай, как он пишет! Мам, ты послушай, что он говорит!».

— Женя любил Достоевского за то, как он понимал человеческую душу. А вот Льва Толстого не оценил совсем. Когда задали «Войну и мир», он прочитал все четыре тома, осилил. Я собиралась в городскую библиотеку, а Женя сказал: «Сдай, пожалуйста, Толстого. Я прочитал все. И передай, чтобы сожгли», — вспоминает мама Жени.

Родители предлагали парню выпустить свой сборник стихов. Они неоднократно с ним об этом говорили. Ведь исписанных стихами блокнотов у Жени было очень много, но он отказывался, говоря, что не будет брать деньги у родителей.

А однажды бабушка рассказала внуку, что познакомилась с женщиной, которая в Барнауле состоит в литературном сообществе, и Женя попросил познакомить его с ней, чтобы показать стихи. Ему хотелось, чтоб опытные литераторы края оценили его творчество, но знакомство произошло не сразу.

Женя сам по описанию нашел эту женщину. Представился, рассказал о бабушке, передал стихи и таким образом вышел на алтайских литераторов. Вскоре стал встречаться с ними на конкурсах, а некоторые его стихи попали в сборник алтайских поэтов «Пять шагов».

Юный поэт многому научился в литературном салоне. Взрослые писатели и поэты повлияли на его творчество. А Женину маму всегда радовало и удивляло, как он находил знакомство с достойными людьми. С Леонидом Бахаевым, например, — руководителем Мерзликинского салона. Они обращались друг к другу по имени и отчеству: Леонид Федорович — Евгений Владимирович.

В 9-м классе за заслуги и активную школьную жизнь Жене предложили съездить во всероссийский детский центр «Океан» во Владивостоке. В лагере Женя познакомился с интересными людьми, он нашел там друзей, с которыми продолжал общение и после поездки. Но больше всего ему запомнилась дорога — 5 дней на поезде: разговоры, песни, веселье, смех, плацкартный вагон. И, конечно, прекрасные виды Приморья.

А в 10-м классе парень решил поучаствовать в олимпиаде по литературе. На школьном уровне он занял первое место. На городском — тоже, но победа далась нелегко: за час работы Женя успел не только выполнить задание, но и написать сонет. При проверке заданий жюри не хотело отдавать Жене лидерство, эксперты посчитали, что стихотворение он списал. Но за него вступилась учительница Татьяна Козловская, и он все же получил достойную награду. Затем был краевой уровень, мама парня вспоминает: «Вечером после краевой олимпиады Женя сидел в комнате и ждал результаты. Он очень волновался. Ведь для него это был первый большой шаг. И когда выставили эту таблицу, а я сидела в другой комнате, услышала крики. Побежала к сыну, а у него был такой хохот, такая радость. Я посмотрела, а там: «первое место — Евгений Ходченко».

Уже тогда, смеясь, Женя понимал, какая работа его ждет, он волновался, готовился, был в предвкушении и начал вести записи:

«К счастью, как-то ненароком, случайно мне удалось попасть в круг таких людей. Здесь стоит добавить о «прирожденном»: я вообще отвергаю в большинстве случаев талант. Талант есть усердие. Все, что я знаю и умею, — только благодаря тому, что я действительно верен своему делу (как оказалось, недостаточно), готов нырнуть в него с головой, захлебнуться и даже не кричать о помощи. Я буду только счастлив захлебнуться литературой…

Итак, билеты куплены, сумки собраны, термины вызубрены. Я готов лететь…»

Наследие

Женю знали все. Не только в Новоалтайске, но и в Завьялово, Барнауле, Курске, Москве, Махачкале и Владивостоке — у него везде были друзья. А в школах, когда оглашали результаты краевой олимпиады по литературе, учителя говорили, что первое место занял «гениальный мальчик» Евгений Ходченко. Его имя было на слуху.

Все, что Женя писал, он приносил Елене Игоревне — своей театральной маме, как он сам ее называл:

— Напишет даже какое-нибудь маленькое стихотворение и принесет. На бумажках всяких, бывало… Я все это подшивала в отдельную папку, она хранится у меня. Женя постоянно перерабатывал стихи: вот он напишет, и вроде бы все готово. А потом через какое-то время приносит переделанное. Вроде бы то же стихотворение, а вот уже и не то, — вспоминает Елена Дацун.

В последнем своем письме Женя завещал: «Прошу!!! Настаиваю!!! Сохраните мою речь!!! <…> Братва, пишите по всему городу (на стенах) мои стихи, помечайте просто «Е. Х.» Делайте, что хотите! Литературные вечера, паблики, записки, фильмы, музыку, книги. Посылайте везде, куда можно».

В 2017 году родители Жени решили издать сборник стихотворений «Послание». И книга получила диплом лауреата «Лучший поэтический сборник года».

— У нас не было проблемы сбора стихотворений. У Жени все было пронумеровано, все структурировано, именно так, как он хотел. Но морально это было очень тяжело. Мы буквально собирали себя каждый раз в кучу, — делится мама. У Жени осталось еще очень много блокнотов со стихами, и когда у его родителей появятся силы, они обязательно издадут еще один сборник.

В марте 2018-го «Послание» презентовали в Шишковке. Также в том году состоялась премьера песни на слова Жени — «Романс». Вокал — Анастасия Болотина, музыка — Анастасия Никольская. А в Новоалтайске вы можете встретить строфы из жениных стихов, они в этом городе повсюду, и надписей становится больше и больше.

В Белоярской школе среди старших классов были проведены классные часы по поэзии молодого парня. Все педагоги отметили, что таких уроков не было никогда: в классах не было шума, а дети подготовились и выучили стихи Жени. Руководитель театрального кружка в Белоярской СОШ потом рассказывала: «Вы представляете, его нет, а его книга есть, и она не просто есть — она работает».

Барнаульский поэт Евгения Ткалич, с которой Женя взаимодействовал, когда издавали сборник «Пять шагов», говорила: «Мы (алтайские литераторы и поэты. — Прим. ред.) были просто шокированы. Мы считали Женю нашим новым Робертом Рождественским. Он был настолько талантлив. Мы не сомневались, что его стихи будут знать все».

«Молодым авторам, начинающим, таким, как я, советую мало публиковаться, но много работать в черновых вариантах. Поэзия, как и литература в общем, намного шире той, которую нам преподают в школе… Спасибо всем, кто рядом. Братве. Учителям. Космосу!!! Спасибо Курску, Владивостоку, Завьялово. Верьте в свет, в добро, в человеческую совесть. Не бывает плохих людей, бывают люди, идущие не по тому пути. Здесь можно развернуть большую речь на тему «а кто сказал, какой путь ТОТ, а какой — НЕ ТОТ» и т. д. Но сегодня не время! Люблю вас», — из записи Жени на его стене в «ВКонтакте».

***

Ещё одна бессонная…

Пока дымился Вингстон,

Всё небо разрисовано

крутым сюрреалистом.

Свистит на плитке газовой

Пузатозадый чайник.

Товарищ, ври, рассказывай

О фабулах случайных…

Глотаю площадь тихую,

Задумчивые клёны,

Пока две стрелки тикают

И стынет чай зелёный.

Ещё одна бессонная…

Мне вспомнится ноябрь.

Ночь майская спрессована

И брошена на ямбы.

* * *

Я сбился с пути и влажного грунта не чую,

но слышу вселенскую радость и ценную скорбь,

Бомжую, как Миша, и вечные раны врачую,

Лилея давнишний изменой истерзанный горб.

Я сбился с пути, и меткой обманут на карте,

Я вышел. Я лишний. Мой путь удивительно скор!

Но всё же лишая сухого асфальта, оставьте

вселенскую радость и ценную, светлую скорбь.

* * *

Друзьям

Словарь синонимов, Братва,

лежит на лавке. Мокнут грядки.

Луною скошена трава,

И я, Братва, теперь в порядке.

Эх, мне бы к вам пожать ладонь,

Опорожнив скорей бутылку…

…Я воротник прижму к затылку

и брошу рукопись в огонь…

Приятно знать, что далеко

в провинции осушат тару

и за тебя (Сюда б гитару,

Братву и Мудрого татара,

но, жаль, доехать нелегко.)

…В квадрат распахнутых гардин,

как счетовод, басит Кукушка.

Лукаво смотрит синий Пушкин

на догорающий камин.

* * *

Возвращение

Я вернулся в когда-то покинутый угол,

та же серость и сырость. Ищу балахон.

И закат мне напомнит не вынутый уголь

и сосну, что скребётся рукой о балкон.

Нас провинция всех, будто рыбу, поймала в

непролазную сеть… Вот такой анекдот.

Развелось челкарей, быдлоты, неформалов,

а поэтов считает заплаканный кот.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру