Вадим Климов — о народных театрах, изобразительном искусстве Китая и голых попах

Утренний кофе с Вадимом Климовым. Часть вторая — культурная

«Московский комсомолец на Алтае» продолжает серию неформальных интервью, объединенных рубрикой «Утренний кофе». Наши герои полностью расслаблены и в уютной атмосфере кофейни MY COFFEE откровенно рассказывают журналистам о наболевшем и самом близком сердцу. Известный арт-критик Вадим Климов продолжает рассказывать о том, каким стал культурный Алтай с приходом новой власти.

Утренний кофе с Вадимом Климовым. Часть вторая — культурная

— Давайте продолжим снова с политического захода. Сейчас в чиновничьих кабинетах края волна рокировок. Ожидается ли что-то подобное и в культурной сфере?

— Я не знаю, до меня слухи не доходили. Надеюсь, все останутся на местах, потому что это ведь не главное направление в развитии края, у нас и более серьезные проблемы есть. Если мы вернемся к главной проблеме культуры Алтайского края, — то это ее сокращение, так называемая оптимизация. Я сейчас буду говорить приблизительными цифрами, точных не знаю, но, например, 10 лет назад в регионе в сфере культуры были занять 14 тысяч человек. Сейчас — около 10 тысяч. Получается, по четыреста-пятьсот человек в год сокращается сфера культуры Алтайского края. Это очень много. И это очень серьезно. Это крах. Далее – заработная плата. Как ее поднимать — вот главная задача чиновников. Они каждый год придумывают какую-то дорожную карту подъема вот этой средней зарплаты. Она как-то должна подниматься, но почему-то никто не знает, как именно. Так вот и займитесь этим, попробуйте структурировать и поднимите зарплаты. Ведь рядовой библиотекарь не зависит от кассы. Если есть проблемы с театрами — так найдите способы, чтобы они зарабатывали больше, не поднимая цен на билеты. Это может быть гастрольная программа, реклама. Вот, кстати, Андрей Щукин, который до недавнего времени был вице-губернатором, очень серьезно и внимательно относился к культуре, особенно в последние годы. И будучи далеким от этой сферы, — он же больше человек спорта, — прекрасно стал разбираться в этом вопросе. Не умничал, но попытался сделать что-то полезное. Скорее всего, загвоздка оказалась в том, что эти направления все же надо было разделить. Смешивать культуру, спорт и социальную ответственность — это многовато.

— Некоторым удавалось совмещать социальную ответственность с культурой. Например, благотворительные театральные проекты вроде «крепостных театров». Это веяние стало очень популярным в нашем регионе. Как вы к такому явлению относитесь?

— Ну, во-первых, народные театры существуют испокон веков. Почти в каждом райцентре края, в городах есть такие театры. Где-то получше, где-то похуже. Далее есть студии театральные — и при театрах, и при всевозможных ДК. Есть в Барнауле пара независимых театров. Это площадки «Спичка» и «Дом актера». И все. А десять лет назад в Барнауле было штук 15 театральных студий.

Кадр спектакля театрального проекта «Большая сцена 2».

— Я не совсем об этом говорю. Я о театральных проектах, в которых играют разные предприниматели во благо детских больниц и тому подобное. Например, проект «Большая сцена», который проводила наша «Сибирская медиагруппа». Теперь такие проекты появляются и на других площадках.

— Ну, да, вы были пионерами этого движения. «Крепостные» театры и выросли из вашего проекта. Сейчас эту затею продолжает Александр Савин в «Доме актера», например. Но там же есть и отдельная лаборатория, где заняты профессиональные артисты. Есть театральная студия Вахрамеевых при Краевом доме молодежи. Была студия Тумашева, был театр «Подвал», легендарнейший для Барнаула. Это хорошая и правильная история, это замечательная идея. Да и вообще творчество — это самый правильный способ проводить время.

Кадр спектакля театрального проекта «Большая сцена 4».

— Вы же каждый год зимуете в Питере. Причастны ли вы к тамошней культуре?

— К театрам пока нет. Пока налаживаю мосты, но еще ничего моего не ставят. Но у меня очень много друзей и знакомых среди режиссеров, актеров, театральных художников. Там в культурной среде хорошая «движуха». Надеюсь, что и у меня там пойдут дела. Хотя я над этим работаю медленно, никуда не спешу. Мне же не 22 года, когда надо рвать и метать. Мне и так все нравится. Недавно вышла книга, весной выйдет следующая — опять драматургия, там будут пьесы, которые не вошли в первую книгу. Первая получилась толстоватой, я чуть-чуть не рассчитал. Кстати, благодаря участию директора Молодежного театра Алтая (Ирины Лысковец), которая пригласила меня поучаствовать в фестивале имени Валерия Золотухина, я в очередной раз познакомился с большим количеством режиссеров, некоторым подарил свою книгу, люди с удовольствием ее брали, говорили, что это интересно. И я как автор надеюсь, что это выстрелит. А по поводу Питера — ну, почему вас так волнует, где я живу? Я, например, восемь лет прожил в Пекине. Почему никто не спрашивает: «А что ты, Вадик, так много времени в Пекине проводишь»?

Директор Молодежного театра Алтая Ирина Лысковец и актер и режиссер Александр Певцов.

— Напросились. Как вам культура Пекина? Там же тоже много чего интересного.

— Я пекинские театры не знаю. Я был в опере на традиционных постановках, но ничего по существу не скажу. Зато в Китае потрясающее современное изобразительное искусство — вот это чума, взрыв мозга! Это классно!

— Вернемся к Золотухину. Мне на глаза попался интересный кадр одной из постановок фестиваля с голыми мужскими попами. Как вы относитесь к раздетым телам на сцене и почему на ню-культуру делают акцент все больше постановщиков?

Кадр спектакля «Мамаша Кураж» на фестивале имени Валерия Золотухина.

— А, ну, это прекрасный замечательный спектакль «Мамаша Кураж» театра-студии Александра Певцова, только он не был в конкурсной программе. Главную роль там играла народная артистка Ольга Дроздова. Насколько я понял, в спектакле играют студенты какого-то вуза. Это хорошая постановка. Резкая, эмоциональная, шокирующая, впечатляющая. Публика осталась в очень смятенных чувствах. Некоторые обвинили спектакль в непрофессионализме, а кто-то наоборот порадовался такому замечательному высказыванию. На мой взгляд, оно очень серьезное. Оно антивоенное — а что, мы должны о войне рассказывать «мармеладненько»? Когда вызывают в военкомат на медкомиссию и ставят в ряд голыми перед кучей врачей — вот нафига они с нас трусы снимают? Армия устроена как инструмент унижения. Вот об этом как раз спектакль. Ну, а по поводу других ню-спектаклей на Алтае — так у нас Шариков голый бегал по сцене в «Собачьем сердце». Великий актер Александр Хряков скакал перед зрителями без трусов. И он очень долго играл эту роль. А потом покинул наш край по непонятным причинам.

«Мамаша Кураж».

— Официальная версия же была — мало денег.

— Это прискорбно и стыдно. Когда из флагманского театра региона уходит один из ведущих артистов, потому что ему платят всего 13 тысяч рублей. Это прям плевок в директора, простите меня. Я уважаю Любовь Березикову за то, что она сделала для театра. Но извините, после такого она должна была прийти и сказать всей прессе Алтайского края основную причину, по которой уехал Александр: «Да, я не могу платить ему больше, мне администрация не дает денег». И свалить это все на администрацию.

— Но этим бы она подписала себе заявление на увольнение.

— И это плачевная история.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Спонсор рубрики «Утренний кофе».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: Утренний кофе с Вадимом Климовым. Часть вторая — культурная

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру