Дело практики
— Юлия Витальевна, как вы пришли в профессию?
— Когда мне было лет девять, в Барнаульское медицинское училище поступила моя старшая сестра. Приезжая домой на каникулы, она привозила учебники по медицине. Я любила их листать, расспрашивать о профессии. И к окончанию 11-го класса вопрос, куда пойти учиться, уже не стоял. Поступила в Рубцовское медицинское училище, окончив его, пришла работать в Хлопуновскую участковую больницу.
— Помните первый рабочий день?
— Хорошо запомнила практику в сельской больнице. Наверное, тогда-то и прошла курс молодого бойца. Мне и раньше доводилась стажироваться в медучреждениях. Но там учащимся доверяли работу скорее санитарки, чем медицинской сестры: подготовить инструменты, заполнить, отнести бумаги и прочее. Здесь же сразу поручили ставить капельницы, делать инъекции, перевязки. Не забуду первую инъекцию, которую поставила пациенту. Руки тряслись, сердце выпрыгивало из груди. Но это дело практики. Всему научилась.
— Три года назад вы возглавили сестринскую службу центральной районной больницы. Сильно изменились ваши функции?
— Сейчас занимаюсь в основном административной деятельностью: закупкой расходных материалов, подбором и обучением персонала, наставничеством и контролем над исполнением обязанностей средним персоналом по больнице. Дел хватает. Иногда на время отпусков подменяю старших медицинских сестер в отделениях, что позволяет, так сказать, не терять квалификацию.
«Без нас доктора как без рук»
— На что обращаете внимание при подборе персонала? Важны ли оценки в дипломе?
— Знаете, не всегда наличие красного диплома говорит о том, что из девочки выйдет отличная медицинская сестра. И наоборот, из троечниц вырастают классные специалисты. Теория — это одно, а практика совсем другое. В нашей профессии важны человеческие качества. Пожалуй, самое главное — это ответственность. Безответственные люди в медицине работать просто не могут. Ну и, конечно, милосердие, сострадание.
— Вы строгий руководитель?
— Я бы сказала — требовательный. Если что-то поручила специалисту, хочу получить результат. Ответы из разряда: «не могу», «не успеваю», «не умею», меня не устраивают. Все задачи входят в круг обязанностей, ничего сверхъестественного. Подчиненным всегда говорю: если что-то не знаете, сомневаетесь — приходите, советуйтесь. Не стоит стесняться. Когда перешла из участковой больницы в стационар, а специфика работы этих учреждений совершенно разная, тоже осваивала с азов. Расспрашивала, записывала. И потом в должности главной медсестры пришлось начинать с нуля. Звонила коллегам из других районных больниц, советовалась. Медицина — это сфера, где нужно постоянно развиваться, учиться.
— Принято считать, что лечат доктора, а медсестры всего лишь им в этом помогают. Что вы на это ответите?
— Медицинские сестры не помощники, а партнеры. Без нас доктора как без рук. Например, прежде чем поставить диагноз, нужно провести обследование пациента. Кто делает забор материала, лабораторные исследования? Средний медицинский персонал. Врач прописал лечение — мы выполняем его назначения. Даже во время операции без нашего участия не обойтись. Так что я бы не сказала, что медсестры ниже по значимости. Просто каждый делает свою работу.
— Пациенты это ценят?
— Люди разные. Кто-то выражает слова благодарности, кто-то критикует. Но к каждому пациенту нужно подходить с душой, заботой. Важно, чтобы он тебе доверял, иначе эффективного лечения не получится. Поэтому еще одна важная черта, которой должен обладать медицинский персонал, — это сдержанность. Нельзя на грубость отвечать грубостью. Мы надели белые халаты, и это нас ко многому обязывает.