Продукция петропавловского предприятия покоряет российские рынки

Ануйский бренд

«Сельское хозяйство как езда на велосипеде. Перестанешь крутить педали — в лучшем случае останавливаешься, в худшем — упадаешь. В нашем деле то же самое. Нужно постоянно идти вперед», — это высказывание принадлежит Владимиру Никифорову, руководителю одного из успешных не только в Алтайском крае, но и в России предприятий. Корреспондент «МК на Алтае» побывал в гостях у аграриев и узнал, за счет чего удается быть в постоянном движении.

Ануйский бренд

Врасти корнями

При въезде в любое село с первого взгляда можно понять, есть здесь хозяин, или оно брошено на произвол судьбы. В Зеленом Доле ухоженные асфальтированные улицы, крепкие, добротные дома, ФАП, школа, где учатся 248 местных ребят, большой детский сад, игровые площадки, современный сельский клуб и даже спортивный комплекс. Сохранить и содержать в порядке социальную сферу удается благодаря поддержке структурообразующего предприятия ООО «АКХ Ануйское». Причем отделения ассоциации базируются на территории девяти населенных пунктов Петропавловского района, и вся «социалка» под опекой хозяйства.

Такой подход позволяет закреплять кадры на производстве, привлекать молодежь. Зачем парням и девушкам куда-то уезжать в поисках лучшей доли, когда в родном селе есть все условия для достойной жизни, создания семей, воспитания детей? Средняя заработная плата — 27 тысяч рублей. Нужно жилье — помогут. Свидетельство тому — новенькие кирпичные двухквартирные дома в центре Зеленого Дола, построенные для специалистов.

Директор АКХ Владимир Никифоров уверен: человек должен жить в собственном жилье, а не скитаться по съемным углам. Тогда он врастет корнями, будет больше и лучше трудиться, чтобы обустроить семейный уклад.

Приросли кадрами, землей, животными

Совхоз «Ануйский» был образован в 50-х годах. С тех пор предприятие развивается стабильно, без обвалов и перекосов. Даже в трудные для всей страны 90-е годы, когда кругом банкротились и разваливались хозяйства, здесь не сбавили обороты. Напротив, именно тогда началось активное строительство вспомогательных производств: мельницы, мясоперерабатывающего цеха, пекарни. Полученная продукция по бартеру шла на Кузбасс в обмен на стройматериалы, горючее, солярку. В 1996 году забрали за долги первый Николаевский маслосырзавод. Отремонтировали полуразрушенное здание, установили оборудование и стали осваивать новое направление.  

Владимир Иванович возглавил предприятие в 1987 году, под конец существования Советского Союза. Именно на его долю выпала непростая задача — сохранить производство, кадры.  

— Объяснял людям, что государство выдало нам землю и технику. Мы должны приумножить эти ресурсы, чтобы прокормить себя, детей. Село живет тогда, когда в нем есть коллективное хозяйство. Несогласным с такой позицией было предложено забрать паи и отделиться. Фермерствовать ушел только один сотрудник, — вспоминает Никифоров. 

С тех пор прошло более 30 лет, и выбранная руководством тактика себя оправдала. Бывший совхоз, а ныне ассоциация крестьянских хозяйств приросла в шесть раз. Встав крепко на ноги, ануйцы взяли «под крыло» три соседних предприятия-банкрота, дав людям возможность трудиться и зарабатывать. Общая численность персонала около 1 000 человек, земельная площадь — 36 тыс. гектаров, из них 28 тыс. га — пашня. Поголовье КРС — 11 800, дойное стадо — 2 700. Все полученное на фермах молоко перерабатывается на собственных маслосырзаводах. А их в составе ассоциации уже три.   

От количества к качеству

Развитие собственной переработки молока заставило коллектив АКХ пересмотреть подход к животноводческой сфере. Если раньше главным критерием были объемы, отныне — 

качество. Постепенно поголовье черно-пестрых буренок было заменено на высокопродуктивных коров симментальской породы, от которой получается то самое сыропригодное молоко. Ануйцы так прониклись селекционной работой, что со временем стали задавать тон племпредприятиям, а в 2010 году сами получили этот высокий статус. Петропавловские симменталы пользуются популярностью у животноводов Якутии, Владивостока, Иркутска и других сибирских регионов. Параллельно занимаются разведением мясных герефордов. 

— Вот все жалуются: цены на зерно нет. Она и правда ниже себестоимости. Нас спасает животноводство. Выращенный урожай идет на корма, полученное молоко в переработку, и уже конечный продукт — на реализацию, — подчеркивает Владимир Никифоров.

На заводах ассоциации производят несколько сортов сыра: «Швейцарский» «Советский», «Алтайский», «Горный» «Голландский», «Костромской», а несколько лет назад совместно с учеными Сибирского НИИ сыроделия разработали и запатентовали технологию производства «Зеленодольского» сыра. География продаж — Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Москва.

— Наш секрет прост. Мы используем только высококачественное сырье, которое с фермы на завод поступает в течение часа, плюс традиционные, проверенные технологии. Никакой химии, пальмового масла, добавок. Все исключительно натуральное, — объясняет главный технолог завода в Николаевке Мария Казакова.  

Ануйский сыр — это бренд. Увы, в России находятся умельцы, желающие подделать популярную продукцию и на этом заработать. На завод то и дело поступают сигналы из контролирующих органов об изъятом фальсификате.

На вопрос, можно ли отличить подделку от настоящего петропавловского, Мария Александровна разъясняет:

— У сыра высшего сорта должен присутствовать чистый привкус, однородная консистенция, рисунок. Цвет и запах — натуральные. Пахнет он пастеризованным молоком. Если продукт изготовлен зимой, имеет слабо-желтый оттенок, чем дольше «вылеживается», тем желтее. Оранжевый цвет говорит о наличии красящих веществ. Мы их не применяем. А еще продукция не поставляется в крупные торговые сети, хотя на прилавках сыры  под нашим названием то и дело встречаются. Это фальсификат. 

Дело принципа

Спустя годы Владимир Иванович вспоминает, в каком полуразвалившемся состоянии брали маслосырзаводы. Восстановили, модернизировали. Купили новую технику в хозяйства, спасенные от банкротства. Впечатляет машинно-тракторный парк, расположившийся на пригорке в Зеленом Доле. На въезде исправный гусеничный трактор ДТ-54, на котором трудились целинники в 50-х годах. На фоне «Акросов», «Джон-Диров», «Полесья» и других современных агромашин он кажется игрушечным.

В ассоциации есть вся необходимая техника. Только комбайнов 35 штук. До 120 млн рублей ежегодно вкладывается в развитие предприятия: реконструкцию ферм, модернизацию производства, обновление автопарка. Причем без привлечения кредитных средств. Это главный принцип работы ассоциации.

— Рассчитывать нужно на собственные силы. В Алтайском крае немало примеров, когда руководители, казалось бы, успешных сельхозпредприятий, понабрав кредитов, загоняли хозяйства в убыток. У меня голова не болит, чем отдавать долги, чтобы еще на заработную плату сотрудникам осталось. Мы не зависим от банков и можем сами выстраивать финансовую политику, — объясняет Владимир Иванович. 

А политика в «Ануйском» хозрасчетная. У каждого подразделения АКХ собственный счет, на котором аккумулируются заработанные средства. Люди сами решают, какую часть вложить в производство, какую выделить на оплату труда и премии. Такой подход, утверждает Никифоров, лучше всего стимулирует и дисциплинирует производственников. Люди знают: чем эффективней сработают, тем больше денег получат за труд.

После визита к ануйцам сложилось впечатление, что эти люди живут в маленьком независимом государстве. Случись что, они прокормят себя и семьи, а понадобится — оденут и обуют. Уезжать из Зеленого Дола не хотелось. «А может, мне к вам переехать?» — шучу на прощанье. «Давайте! И работу найдем, и с жильем вопрос решим», — серьезно приглашает Владимир Никифоров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2017

Заголовок в газете: Ануйский бренд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру