В Алтайском крае растет экспорт сельскохозяйственной продукции

В противовес санкциям

В краевой администрации утвердили план мероприятий «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае на 2016-2020 годы». Это сделано для того, чтобы обеспечить достойное продвижение местных товаров и услуг на иностранных рынках. Во многом благодаря этому наши переработчики занимают лидирующие позиции в федеральном  рейтинге российских компаний-экспортеров. За девять месяцев 2016 года увеличились отгрузки муки, подсолнечного и соевого масла, алтайские продукты хорошо знают в самых разных уголках планеты. О том, какие ниши иностранного рынка уже заняты, а какие только предстоит освоить, узнавал «МК».

В противовес санкциям

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Путин констатировал: в нынешнем году объемы продаж за рубеж сельхозпродукции превысили экспорт вооружения. «Еще 10 лет назад половину продуктов питания мы завозили из-за рубежа, зависели от импорта. Теперь Россия среди экспортеров. В прошлом году российский экспорт сельхозпродуктов составил 20 миллиардов долларов, — это больше, чем выручка от продажи вооружения и треть доходов от экспорта газа. И такой рывок был совершен за короткий, но плодотворный период. Нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить себя собственной продукцией. Надо сосредоточить ресурсы на поддержке тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность», — отметил глава государства.

Мировой результат

Алтайский край по праву считается одним из самых экспортно ориентированных регионов в России. Связано это с относительно выгодным географическим расположением: если в европейской части страны и так достаточно сельхозтоваропроизводителей, то в центральной и восточной — ситуация иная, и наш регион здесь выигрывает. Сказывается близость к Казахстану, Монголии, Китаю, странам Средней Азии. По данным регионального управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, в последние два года в крае фиксируется увеличение объема экспортной деятельности, и названные страны считаются для нас основными экономическими партнерами.

Зарубежные компании чаще всего покупают зарекомендовавшие себя продукты: алтайские зерно, муку, крупы, хлопья, макароны, растительное масло, а также корма и кормовые добавки. В последнее время обозначили интерес представители из Японии. В Стране восходящего солнца решили приобретать у нас зеленую непропаренную гречку, лузгу, которая применяется в медицине и при производстве строительных материалов. В этом году уже было произведено несколько крупных поставок.

Общий товарооборот Алтайского края, по данным Алтайской таможни, составил 660 млн долларов США. При этом доля экспорта в структуре внешнеторгового оборота в целом — 70%. Он превысил импорт в 2,4 раза, и, что показательно, 27,7% от всего объема приходится на продовольственные товары. Так, муки по сравнению с прошлым годом стали поставлять в

1,4 раза больше. Ее у нас заказывают Китай, Монголия и Таджикистан. Экспорт подсолнечного масла увеличился в 2,8 раза, а соевого в — 6,2. При этом его поставки осуществляются в Китай, Казахстан, Узбекистан, Афганистан и Киргизию.

В Казахстане оценили наши колбасы и деликатесы — по сравнению с 2015-м годом их экспорт вырос в 64 (!) раза. Натуральные алтайские сыры, визитную карточку региона, стали чаще покупать в Монголии, Казахстане и Киргизии. Вывоз алтайской водки вырос в Нидерланды и США. Мед пришелся по вкусу европейцам и жителям Китая — в КНР его стали поставлять в шесть раз активнее, чем годом ранее. США, Канада, Япония, Германия, Польша и другие страны в этом году купили уже в общей сложности 210 тонн алтайского меда.

Эти результаты выступили катализатором для дальнейшей работы по освоению международного рынка. В краевой администрации утвердили план мероприятий «Развитие экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае на 2016-2020 годы». Это сделано для того, чтобы обеспечить достойное продвижение местных товаров и услуг на иностранных рынках.

Дорожная карта должна в том числе избавить предприятия от административных и фискальных барьеров, а также обеспечить конкурентоспособные условия для работы.

Идем на Восток

Среди компаний, которые уже активно осваивают международное пространство, — ООО «Юг Сибири». В настоящее время до 25% производимой продукции масложировой отрасли поставляется на экспорт. С 2012 года основной рынок сбыта — Китай, как фасованной готовой продукции, так и цистерн в наливном виде. Компания работает с крупнейшими китайскими маслоперерабатывающими заводами Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и регионом Внутренняя Монголия (автономный район в КНР). За девять месяцев с начала этого года «Юг Сибири» поставил в Китай 60 тысяч тонн готового подсолнечного, рапсового и соевого масла. Прирост относительно 2015 года составил 15-20%. В грядущем 2017-м на предприятии планируют на столько же увеличить поставки.

«Старт активного сотрудничества с Китаем был приурочен к началу «разворота» на Восток, на который российская экономика переориентировалась в конце 2014 года. Нам пришлось подстраиваться под новые стандарты качества. Заводы прошли модернизацию, чтобы поставлять, в частности, соевое масло, — сообщил Виталий Фефелов, руководитель внешне-экономического департамента группы компаний «Юг Сибири». — Нечасто встретишь предприятия, которые ради китайцев готовы до 50% мощностей переоборудовать. Мы это сделали: модернизировали линию фасовки под их стандарт — пятилитровые бутылки, и китайские партнеры это оценили. Благодаря этому по фасованной готовой продукции занимаем второе место в России, а по поставкам рапсового масла — первые и единственные, кто выводит его на рынок Китая». Рапсовое масло компании «Юг Сибири» активно покупает также Латвия, где оно используется в качестве сырья для биодизельного топлива. Его приобретает компания «Биовента» — один из крупнейших производителей в мире.

Ставка на укрепление бизнеса

Часть алтайских производителей выбрала иной путь выхода на международный рынок. Крупнейшие зерноперерабатывающие предприятия края («Грана», «Алейскзернопродукт» и «Мельник». — «МК») объединились и образовали компанию «Алтайские мельницы». Ее основной задачей стала целенаправленная работа с иностранными рынками. В частности, налажено тесное взаимовыгодное сотрудничество с Таджикистаном, Киргизией, Арменией, Китаем, Таиландом, Индонезией и Иорданией.

«Компания заняла нишу в сфере международных гуманитарных операций, став партнером Всемирной Продовольственной Программы (ВПП) Организации Объединенных Наций (ООН), на долю которой приходится 30-40% российского экспорта продуктов зернопереработки. И мы по-прежнему один из основных партнеров ВПП ООН в России. Работа оказалась непростой, поскольку рынок требовал серьезных изменений, нам пришлось адаптироваться под зарубежные стандарты, модернизировать оборудование, упаковки, наладить выпуск продукции с заданными характеристиками качества, решить логистические задачи, регистрировать товарные марки и сертифицировать продукцию», —отметил Виталий Копытов, генеральный директор ООО «Алтайские мельницы».

Объединение в более крупную структуру принесло весомые плоды: новой фирме стало проще вести диалог с государственными институтами (МИД, посольства, консульства и проч. — «МК»), зарубежные представители бизнеса более охотно общаются с нашими производителями и рассматривают их в качестве серьезных, основных поставщиков.

Среди компаний, которые сделали ставку на экспорт, — и ЗАО «Алейскзернопродукт» имени Сергея Старовойтова (АЗП). В год здесь производят 300 тысяч тонн продукции, из них муки — 250 тысяч. Ее поставки ведутся практически во все регионы страны и за рубеж. За границы России АЗП за минувший 2015 год вывез 8 000 тонн товаров. Приблизительно на такие же показатели рассчитывают и по итогам экспортной деятельности в этом году. География поставок — КНР, Монголия, Республика Беларусь, Казахстан и Таджикистан. По этим направлениям недавно расширили ассортимент экспортируемой продукции — теперь туда отправляют яйца, муку, корма для животных, крупы для приготовления каши. Более того, первое представительство компании было зарегистрировано за границей еще 15 лет назад — в Монголии (Улан-Батор), а 10 лет назад в Китае (Пекин). Благодаря этому идет активная работа по продвижению алтайских брендов.

«Мы на сто процентов уверены, что необходимо грамотно позиционировать наш товар, край и страну. Нужно объяснять, почему именно наш продукт стоит покупать, и рассказать, что он качественный и натуральный», — подчеркнула Наталья Мамаева, коммерческий директор ЗАО «Алейскзернопродукт».

Инструментом продвижения товара на рынке экспорта считаются международные выставки. Алтайские производители в них активно участвуют, это помогает им представлять продукцию в выгодном свете и находить новых покупателей. Как отмечают хозяйственники, положительные результаты уже есть: интерес к Алтайскому краю выказали Литва, Тайвань, Сербия и другие страны дальнего зарубежья.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 7 декабря 2016

Заголовок в газете: В противовес санкциям

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру