Приняты поправки к закону, вводящие новый вид проверок предпринимателей

Контрольные закупки возвращаются

Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки к федеральному закону № 294 «О защите прав предпринимателей». Они предполагают новый вид внеплановых проверок — контрольные закупки. Их можно будет проводить без взаимодействия с проверяемыми. У такого вида оперативных проверок на первый взгляд масса преимуществ. Нет необходимости приостанавливать работу предприятия, не происходит вмешательства в хозяйственную деятельность. Результаты могут служить основанием для детальной проверки, если в этом будет необходимость. У представителей бизнеса на этот счет другое мнение: они уверены, что число проверок, напротив, вырастет.

Нарушений не нашел — значит, плохо искал

Юрий Матвейко, председатель совета АКРО ООО «Деловая Россия»:

«Результат проверок напрямую зависит от того, как поведут себя проверяющие органы: если у них есть задача закрыть предприятие, причину для этого найдут.

Каждая проверка — это стресс и неудобства. Людей как минимум отрывают от режима нормальной работы, это к тому же куча бумаг, но, оговорюсь, в этом законе нет задачи наказать или закрыть. Что касается деятельности общественных объединений, которые обеспокоены тем, что будет большая нагрузка на бизнес, то они встревожены не напрасно.

Мы, предприниматели, знаем: у каждой внеплановой проверки есть определенная задача — что-то выявить. Если не нашел, значит, просто плохо искал. У меня на предприятии были разные проверки, и у каждого бизнесмена тоже. Но если к таким «визитам» разрешается готовиться, то данный закон лишает такой возможности. Прийти могут без предупреждения. Пострадать может общепит, пищевая промышленность и торговля нефтепродуктами. Недавно на сессии АКЗС поднимался вопрос о качестве молочной продукции. Нам сказали, что 30% товара — фальсификат. Поэтому поле деятельности для надзорных органов тут очень большое. Сегодня не самое подходящее время для внесения таких поправок».

Задача — найти повод

Юрий Ряполов, председатель координационного совета предпринимателей при администрации Барнаула:

«Бизнес находится в непростой ситуации. В связи с изменившимися экономическими условиями в стране было принято несколько законов, ограничивающих проверки малого бизнеса. Количество плановых проверок действительно уменьшилось, но внеплановых, напротив, резко возросло. В этой ситуации все, что как-то связано с любым ужесточением требований к бизнесу, очень неоднозначно.

С одной стороны, постоянно обнародуется информация о фальсификате среди продуктов. Это, безусловно, плохо, и этот товар производит бизнес, но если начать разбираться, то в основе лежит не только стремление предпринимателей заработать больше денег. Причина и в том, что, как только общая финансовая нагрузка снижает рентабельность до предела, бизнес начинает искать способы минимизировать затраты, и это провоцирует и уход в тень, и фальсификат, и много чего еще.

Из этой серии и проверки, потому что, к сожалению, у нас настрой контролирующих структур — обязательно найти повод для замечания и наложения штрафных, причем запредельных, санкций. В кризис вообще лучше не менять правила игры. Ведь задача власти — создать условия для развития бизнеса, установить посильную финансовую нагрузку и контролировать выполнение разумных требований — тогда и предприниматели будут развиваться, и поступления в бюджет будут расти».

Жаловаться будут заинтересованные

Людмила Жгун, юрист, руководитель АРОО «Защита прав потребителей»:

«Новый вид внеплановых проверок — контрольные закупки, которые можно будет проводить в том числе в Интернете, открывают возможность контроля без взаимодействия с проверяемыми. Внеплановая проверка юрлица, индивидуального предпринимателя проводится только по согласованию с прокурором. После его разрешения о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

При контрольных закупках присутствия предпринимателя не требуется. Пояснения второстепенны, личность проверяемого вторична. Теперь речь идет о том, чтобы согласования с прокуратурой снять. Органы контроля и надзора подавали заявки на проведение внеплановых проверок, прокуратура более половины их отклоняла как незаконные. Они снова станут внезапными: контрольный орган надзора решения будет принимать самостоятельно, без согласования с кем-либо. Если эта процедура останется по жалобам, пусть даже не анонимным, то жаловаться могут заинтересованные или аффилированные с проверяющими инстанциями люди, когда кого-то нужно «прижать» или даже отнять бизнес. Или в случае, когда нужно снять «ренту». Наша экономика административная, и очевидно, что уровень «ренты» существенно вырастет. По сути, возможен рост коррупции. Очень хочется надеяться, что честные, болеющие за дело предприниматели не попадут под бесконечный шквал контрольных закупок».

Важно просчитывать риски

Павел Нестеров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае:

«Конечно, предприниматели должны быть ответственными и предоставлять качественные услуги и товары. Не должно быть таких событий, как в лагере Карелии, как с теплоходом «Булгария» и прочие. Но и превращать проверки в чисто бюрократические процедуры тоже нельзя. Важно понимать, что под надзорный гнет попадают не только нарушители, но в большинстве добросовестные предприниматели. Есть обращения, в которых потребителю субъективно что-то не нравится. Бизнес-сообщество и институт уполномоченного по защите прав предпринимателей постоянно выступают за риск-ориентированный подход в осуществлении надзорной деятельности. Каждое действие власти должно быть регламентировано и просчитываться на предмет того, как оно скажется на малом и среднем бизнесе и отразится на потребителях.

Поправки в ФЗ № 294, в том числе о «контрольных закупках», с одной стороны, вроде бы имеют определенный регламент, но с другой — не отрегулированы как раз в сфере малого бизнеса, занятого торговлей и услугами. Даже если проверки будут проводиться по заявлениям, а не анонимным жалобам, это все равно вызовет массу обращений, так как сейчас контрольные закупки проводят все кому не лень. Вообще, бизнес ожидал комплексного подхода к совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, но Госдума «под занавес» приняла решение с частичными предложениями из того пакета, который бы существенно снизил административные барьеры. Тут, как говорится, хотелось как лучше, а получилось как всегда. Необходимо двигаться в направлении риск-ориентированного подхода. Нужно проверять, насколько жалобы обоснованы, чтобы отсекать выдуманные предлоги для проверок».

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 6 июля 2016

Заголовок в газете: К нам едет ревизор

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру