В Алтайском крае состоялся конкурс профмастерства среди работников дорожно-строительных организаций

За звания лучших из лучших в семи номинациях боролись около ста участников

Тридцатиградусная жара, солнце слепит уже с утра — в кабине автогрейдера настоящее пекло. Окутанная клубами пыли, мощная дорожная техника движется по размеченным дорожкам. Задача — сбить отвалом разноуровневые конструкции из фигурно расставленных на специальных подставках кубиков. Дорожный «боулинг» осложняется тем, что трюк выполняется практически вслепую и требует от машиниста искусного маневрирования и виртуозного владения техникой.

За звания лучших из лучших в семи номинациях боролись около ста участников

Сотня лучших

На конкурс профессионального мастерства среди работников дорожно-строительных организаций 10 июня в Тальменском районе собрались те, кто прошел отбор на предварительных этапах. За звания лучших из лучших в семи номинациях боролись машинисты дорожной техники, водители, инженеры-геодезисты — всего около ста участников, представляющие шесть дорожно-строительных управлений Алтайского края.

Начиналось мероприятие по обыкновению красочно и торжественно: парадным построением участников, поднятием флагов и приветственными словами. Традиционно присутствовали ветераны дорожной отрасли, руководители Управления федеральных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства, КГКУ «Алтайавтодор», Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Ассоциации дорожных организаций, Союза «СРО «Дорожники и строители Алтая», дорожно-строительных управлений и главы муниципалитетов.

Открывая конкурс, начальник Алтайавтодора Василий Мотуз подчеркнул, что особенно приятно видеть среди участников молодых, а также пожелал собравшимся удачи и хладнокровия, ведь те, кто приехал на конкурс представлять свои предприятия, — настоящие мастера, они уже стали лучшими, пройдя предварительный отбор.

Поддержал коллегу Дмитрий Коровин, замначальника Главстроя Алтайского края:

«Россия сильна традициями, — отметил он в приветственной речи. — Важно, что конкурс «Лучший по профессии» — не просто рядовое событие, это возможность доказать себе, что ты чего-то достиг на своем поприще, в профессиональной сфере. Дорожная отрасль — одна из ведущих в крае, в ней занято 4 500 человек, но в то же время одна из самых сложных, и труд дорожника должен быть оценен по достоинству».

 

Школа передового опыта

Наш регион — один из немногих, сумевших возродить и сохранить традиции конкурса «Лучший по профессии» среди работников дорожных организаций. Школа передового опыта, именно такое название привычно алтайским дорожникам, действует с 2000 года. Ее возрождение произошло на строительстве автомобильной дороги Алтай — Кузбасс. И в те годы, и сейчас — цели схожи. Это не только один из способов передачи профессионального опыта и знаний, но и мера морального и материального стимулирования передовых работников дорожно-строительной отрасли. Как следствие — закрепление кадров, популяризация и пропаганда рабочих профессий.

Один из инициаторов возрождения школы передового опыта в Алтайском крае — ветеран дорожной отрасли, почетный дорожник России, заслуженный строитель Сергей Толстенев. Приветствуя участников конкурса 2016-го, не мог не рассказать про тот год, когда все только начиналось.

«Первый раз, когда проводили такие соревнования, думал, что ничего не получится. Лил проливной дождь, кругом грязь. Дорожники тогда еще раз подтвердили, что это профессия действительно мужественных людей: промокли до нитки, но с заданиями справились блестяще. И это дорогого стоит», — вспомнил Сергей Вениаминович, а также отметил, что с каждым годом мастерство участников конкурса растет — школа работает. Многие из тех, кто трудится на дорогах края, достойны занимать ведущие места и в масштабах страны.

Вернулся к истории конкурса и Николай Рябушенко, председатель правления Ассоциации дорожных организаций, напомнив, что конкурс на Алтайской земле состоится уже в 14-й раз. В 2012 и 2013 годах соревнования не проводились, зато 2014-й стал знаковым.

Именно в том году конкурс профессионального дорожного мастерства «Лучший по профессии» был возобновлен на общероссийском уровне по инициативе Федерального дорожного агентства, Министерства транспорта РФ, Общероссийского отраслевого объединения работодателей в дорожном хозяйстве, Общероссийского профсоюза работников транспорта и дорожного хозяйства. Первый всероссийский этап проходил в Красноярском крае и был приурочен к столетнему юбилею первого министра автомобильных дорог Алексея Николаева. Тогда в профессиональной борьбе 40 мастеров защищали честь Московской, Оренбургской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Красноярского, Алтайского, Забайкальского и Хабаровского краев. Безоговорочную победу в общекомандном зачете завоевали наши земляки, заняв шесть призовых мест в пяти номинациях и еще раз доказав эффективность действующей в регионе школы передового опыта.

«Чемпионат по футболу» на автогрейдерах

Подтверждением профессионального мастерства алтайских дорожников стал и нынешний конкурс. Программа соревнований включала в себя как стандартные задания, определяющие профессиональный уровень участников, так и задания повышенной сложности. В числе основных — скоростное маневрирование, разработка, перемещение и планировка грунта, устройство откосов и кюветов. Борьба развернулась сразу на пяти площадках.

Тальменский район был выбран для проведения конкурса неслучайно: здесь идет строительство крупнейшего в масштабах края объекта — нового мостового сооружения на федеральной автомобильной дороге Р-256 «Чуйский тракт». Большой карьер, расположенный рядом с объектом строительства, позволил собрать в одном месте всю дорожную технику. Она, кстати, в этом году тоже была представлена весьма достойно: поставщики не упустили возможности продемонстрировать отечественные новинки, некоторые из которых были выставлены на соревнования. И это, по словам Василия Мотуза, еще один несомненный плюс подобных конкурсов: «Техника во всех дорожных организациях разная, от разных производителей. Машинисты получают возможность обсудить достоинства и недостатки, обменяться опытом и оценить новинки. Руководители тоже делают выводы для дальнейшей работы».

Но сколь бы совершенными ни были машины, задания конкурса составлены таким образом, чтобы профессионалы, ими управляющие, могли в полной мере продемонстрировать все мастерство, сноровку и виртуозное владение техникой. И посмотреть было на что.

Машинисты бульдозеров выписывали «змейку», лавируя на многотонной махине между флажков с необычным изяществом — вперед и задним ходом. Мастера на автогрейдерах, помимо игры в «боулинг» — сбивания кубиков с разновысотных подставок, развлекали зрителей «футболом». Задача тоже не из простых: провести мяч по полю протяженностью 50 метров и закатить его в обозначенные ворота метровой ширины. Некоторые действовали столь виртуозно, что невольно закрадывалась мысль: вот бы кого на чемпионат Европы по футболу. Еще одно задание, на этот раз более приближенное к реальной работе, — распределение и разравнивание материала по заданной площади и в строго отведенное время.

Не менее зрелищными были и соревнования машинистов экскаваторов. Одно из заданий, требующих ювелирной точности и безупречного мастерства, — сбивание мишени. Машинист поднимает ковш, на котором, на гибком отвесе метровой длины, закреплена бутыль с водой, и делает три полных оборота платформы. При заходе на четвертый необходимо переместить ковш так, чтобы сбить установленную на специальной подставке мишень — дорожный конус. Важно при этом не задеть подставку. Не такое эффектное задание, но требующее не меньшей сосредоточенности, — планировка грунтового откоса. Основная сложность здесь в том, чтобы уложиться в отведенное время, а за малейшее отклонение от заданных параметров начисляются штрафные баллы.

Конкурс водителей, быть может, не так необычен, но уж точно не из легких. Здесь требовалось безупречное знание правил дорожного движения и мастерские навыки скоростного маневрирования.

Высший пилотаж показали и машинисты погрузчиков, для них был выбран своего рода баскетбол. Сначала участники должны подвести погрузчик к перекладине и снять с нее ковшом баскетбольный мяч так, чтобы не задеть конструкцию. Затем машинист движется к сетке — и четким броском, подняв ковш, забрасывает мяч в нее. Вернуться на исходную позицию нужно «по змейке» задним ходом. Нетривиальная задача и мастерское исполнение — в баскетбольной терминологии как минимум трехочковый. Но максимум баллов за такое задание — два, и то если все выполнено безупречно и соревнующийся сумел уложиться за две минуты.

Конкурсный день пролетел незаметно, оставив послевкусием атмосферу азарта и здоровой конкуренции. И гордость за наших, алтайских мастеров. Единственное, о чем приходилось жалеть, — невозможно находиться на всех площадках одновременно.

 

Есть победители, но нет побежденных

Безупречное мастерство, продемонстрированное всеми участниками соревнований, еще раз доказывает и без того известную истину. Какой бы современной ни была техника, какие бы задачи ни были способны решить новейшие технологии, во главе угла — всегда люди. Профессионалы, умеющие моментально реагировать на быстро меняющиеся обстоятельства, адекватно оценивать ситуацию и принимать верные решения — именно они строят наши дороги!

На церемонии награждения звучало много теплых слов и поздравлений, благодарностей организаторам и всем участникам. Дорожная отрасль региона всегда, в любых экономических условиях сохраняла коллективы высокопрофессиональных работников, готовых выполнять производственные задачи любого уровня сложности. Безоговорочно собравшиеся сошлись во мнении, что мастерство алтайских дорожников растет год от года, а потому борьба становится все более напряженной, а конкурсы — все более зрелищными и захватывающими.

Под занавес специальные призы от Ассоциации дорожных организаций вручил Николай Рябушенко, поблагодарив организаторов конкурса, судейскую коллегию и руководителей, а также всех участников за волю к победе и высокое мастерство.

Новеллой в этом году стало вручение персональной премии и почетной грамоты имени заслуженного строителя РФ Александра Георгиевича Савченко. Награды был удостоен Виктор Лапин, геодезист ООО «Барнаульское ДСУ-4», как самый перспективный призер конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», занявший первое место в номинации «Инженеры-геодезисты». Премиями, призами и подарками были отмечены все победители в командном и индивидуальных зачетах.

Но, как это заведено среди дорожников, никто не станет почивать на лаврах. Дорожно-строительный сезон в самом разгаре, а это значит — снова работа, не считаясь с выходными и праздниками. Победители же будут представлять Алтайский край в команде от Управления федеральных дорог «Алтай» на соревнованиях среди работников дорожного хозяйства Сибирского федерального округа. Наш регион входит в пятую группу, соперники — подведомственные Росавтодору управления федеральных дорог «Прибайкалье», «Южный Байкал», «Енисей», «Сибуправтодор» и «Байкалуправтодор». Финалом станет Всероссийский конкурс профессионального мастерства, проводимый Федеральным дорожным агентством.

По словам начальника ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослава Долинского, выйти в рейтинг лучших работников в масштабах страны — это не просто почетно и престижно, это говорит о попадании в элиту технических специалистов отрасли. А потому остается только пожелать алтайским дорожникам дальнейших побед и свершений.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Мастера дорожных дел

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру