Лидер «Бачи» рассказал о 30-летнем творческом пути группы

Сергей Пантелеев :"С концертов зритель должен уходить в хорошем настроении"

Говорят, что военно-патриотическая тематика не востребована у современного поколения. С этим не согласен Сергей Пантелеев, бессменный лидер группы «Бачи». Он рассказал корреспонденту «МК на Алтае», как алтайские пацаны, сменив автомат на гитару, покоряли просторы Союза, и о том, почему песни, рожденные в Афганской войне, должны звучать и сегодня.

Сергей Пантелеев :"С концертов зритель должен уходить в хорошем настроении"

Пацанская группа

— Сергей, почему — «Бачи»? Что означает это слово?

— «Бача» в переводе с афганского — парень, пацан. Это слово прочно вошло в наш лексикон еще во время службы в Афганистане. Вернувшись домой, мы по привычке его использовали, так обращаясь друг другу. Друг Андрей Полторыхин предложил так назвать наш творческий коллектив. С тех пор прошло уже 30 лет, и мы уже далеко не пацаны, конечно. Но, как говорил один мудрец, возраст — это состояние души. А в душе мы молоды и можем зажечь!

— Песни бачей тоже родом с Афганской войны?

— Можно и так сказать. После армии я поступил в Алтайский госуниверситет. Со мной на одном курсе училось девять ребят, проходивших службу в Афганистане. Мы быстро сдружились. Компания подобралась веселая, творческая. Жили в общежитии, собирались вечерами, играли на гитаре, вспоминали солдатские песни, войну. Тогда же я познакомился с Андреем Ермаковым. Послушать наш дуэт собиралась вся общага. Потом родилась идея записать сборник афганских песен. Писались в общежитии, на простеньком оборудовании. Сами не ожидали, что наш первый альбом получит такую широкую популярность. Магнитофонная кассета сначала ходила по рукам среди студентов-сокурсников, которые переписывали ее друг у друга. Позже, когда мы стали гастролировать, узнали, что наш сборник слушают и за пределами Алтайского края. Поступали к нам и коммерческие предложения. Так, один из бизнесменов предлагал переписать сборник на более качественном оборудовании, в профессиональной студии, чтобы потом его тиражировать. Но ни у кого из нас не было коммерческой жилки. Не восприняли мы всерьез предложение.

— Когда «Бачи» стали выступать с концертами?

— Первый наш серьезный концерт прошел в Ессентуках, куда мы с Андреем Ермаковым по путевкам студенческого профкома поехали подлечить свои желудки. В это время на Алтае шла акция по сбору средств на строительство памятного знака, посвященного парням, погибшим в Афганистане. Родилась идея провести благотворительный концерт, а вырученные деньги перечислить на строительство мемориала. Зал был полон, многим даже мест не хватило. Тема афганской войны в те годы была актуальной. О ней уже можно было открыто говорить, но вопросов у людей оставалось больше, чем ответов. Поэтому зрители не только охотно шли на наш концерт, но и не скупились в пожертвованиях. Тот концерт состоялся 6 мая 1988 года. Эту дату мы считаем днем рождения группы «Бачи».

— В конце 80-х годов состав группы пополнился новыми участниками. Как формировался ансамбль, прославившийся на весь Союз?

— В те годы в наш коллектив пришли Сергей Озеров (клавиши), Владимир Емельянов (ударные), Руслан Агакишиев (соло-гитара), Сергей Мильцев (бас-гитара). Таким составом стали гастролировать по здравницам Алтайского края, давали концерты в сельских домах культуры. В сентябре 1990 года поехали на первый Всесоюзный фестиваль афганской песни в Алма-Ату, где стали лауреатами. В 1991 году — фестивали в Москве, Стерлитамаке.

Нас заметили, оценили. Пригласили в Ташкент для записи альбома-сборника фестиваля, в который вошли две наших песни «Белый купол» и «Серега». Но поездка так и не состоялась. Перестройка, развал страны — все это сказалось и на нашем коллективе. У каждого из нас появились свои проблемы, заботы. На общем собрании большинством голосов постановили прекратить наше творчество. Ребята подались в бизнес, а я продолжил заниматься любимым делом. Принимал участие в фестивалях, концертах и хранил в душе надежду, что «Бачи» вновь соберутся вместе.

— Сколько лет потребовалось, чтобы возродить группу? В каком составе вы теперь выступаете?

— В 2004 году Олег Клещин, на тот момент председатель Союза ветеранов Афганистана Алтайского края, пригласил меня поучаствовать в агитационных концертах в рамках его предвыборной кампании. Тогда-то я и познакомился с Юрием Афонькиным из Панкрушихи. Он был местной знаменитостью, звездой, талантищем! В перерывах между концертами мы пробовали играть дуэтом: я на гитаре, он на баяне. Раньше и не подозревал, что эти два инструмента могут так здорово звучать вместе. Тогда-то и родилась идея записать несколько песен в таком исполнении. Дело было в 2004 году. Больше года я вынашивал эту мысль, ночами не спал. Однажды не вытерпел, позвонил Афонькину. Наверное, я был столь убедительным, что он с радостью согласился поучаствовать в проекте. Договорились встретиться.

Но эта встреча состоялась только весной 2008 года. К тому времени Юра уже переехал из Панкрушихи в Алтайский район. Узнал адрес, рванул туда. Застрял у него почти на неделю. В феврале 2009 года уже вышел первый диск, который назывался «Сны о войне», посвященный 20-летию вывода советских войск из Афганистана. В 2010 году к 65-летию Великой Победы выпустили сборник «А я в Россию, домой, хочу». В 2011 году к 20-летию открытия Мемориала Памяти погибшим в Афганской войне алтайским воинам — «О парнях Барнаула». В 2014 году вышел новый сборник песен «Забвенье — это не про нас», посвященный 25-летию вывода советских войск из Афганистана.

Хочу поблагодарить близких друзей, музыкантов, принимавших участие в реализации этих проектов: Берика Байжанова (акустическая гитара), Александра Шмелева (соло-гитара), Игоря Бабушкина (балалайка) и Юрия Афонькина (баян). На протяжении шести лет я выступаю дуэтом с Юрием Колесниковым. Это виртуозный баянист, очень востребованный музыкант не только в Алтайском крае, но и за его пределами. Мне крупно повезло, что он согласился составить мне творческую компанию. С его приходом «Бачи» зазвучали по-новому.

— Какова ваша аудитория?

— Самая разная. Если говорить о возрасте, то это люди от 15 и старше. Причем треть зала, как правило, это молодежь. Говорят, что военно-патриотическая тематика не востребована у современного поколения — я с этим не согласен. Все зависит от подачи, репертуара. Не так давно мы провели серию концертов в барнаульских школах. Пригласили на них старшеклассников. Актовые залы были переполнены, послушать наше выступление пришли ребята из соседних учебных заведений. Эти встречи проходили в форме неформального общения. Мы много разговаривали, рассказывали об Афганской войне, о погибших товарищах, ребята задавали вопросы, шутили. Ну и конечно, мы пели песни, а мой старинный друг Евгений Новожилов читал свои стихи. Есть мнение, что солдатская лирика — это смерть, кровь, страдания. Мы стараемся сломать эти стереотипы. Конечно, в репертуаре «Бачей» немало песен, которые могут задеть за живое, но не все они звучат на концертах. На них приходят матери погибших ребят. Зачем теребить лишний раз им душу? От нас зритель должен уходить в хорошем настроении. Поэтому основу концертного репертуара составляют авторские песни, военная классика, афганский фольклор и стихи наших друзей. Такой репертуар нравится и молодежи, и старшему поколению. Солдатская песня должна поддерживать здоровый дух, чем всегда славилось русское воинство.

— Как семья относится к вашей творческой жизни, постоянным гастролям, разъездам?

— Я очень признателен супруге за терпение. Как истинная женщина, она старается меня во всем поддерживать. Конечно, разногласия периодически бывают, и жена может высказать все, что накипело, но она прекрасно понимает, что творчество для меня — неотъемлемая и важная часть жизни. Любимые дочки — главные мои поклонницы. Надеюсь, они гордятся отцом и ценят то, что я делаю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: САЛАМ, БАЧИ!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру