Отказаться от дополнительного страхования при оформлении полиса ОСАГО можно в течение пяти дней

Утверждены изменения в правила профессиональной деятельности страховщиков ОСАГО

В октябре Российский союз автостраховщиков (РСА) утвердил изменения в правила профессиональной деятельности страховщиков ОСАГО и ввел понятие «период охлаждения». Сообщение об этом публиковала пресс-служба ведомства. Теперь приобретенный «в нагрузку» полис дополнительного страхования можно вернуть продавцу в течение пяти дней с момента покупки. Эксперты «МК» уверены: изменения дадут покупателям весомый аргумент при отказе от навязываемых услуг. Однако на деле ситуация будет зависеть от добросовестности компаний.

Утверждены изменения в правила профессиональной деятельности страховщиков ОСАГО

Осторожней с договором

Жалоб на услуги страховщиков у авто-владельцев традиционно много: отказ в заключении договора или выплате возмещения, нарушение сроков выплат. В последнее время, утверждает Ольга Писанова, руководитель Ассоциации защиты прав страхователей и потребителей страховых услуг, с сообщениями о покупке нежелательных услуг в довесок к ОСАГО стали обращаться меньше.

«С одной стороны, это может быть вызвано привыканием к ситуации. Если год назад навязанные дополнительные услуги вызывали возмущение, то сейчас, когда проблема покупки полисов по-прежнему существует, люди готовы покупать их с довеском, главное, чтобы они были», — замечает Писанова. 

Столпотворение в офисах страховых компаний, вечный цейтнот и желание поскорее завершить неприятную процедуру заканчиваются тем, что покупатели соглашаются на приобретение дополнительных страховых пакетов, если продавец ставит это обязательным условием оформления ОСАГО. В среднем цена навязанной услуги в Алтайском крае, по наблюдениям Писановой, колеблется от 500 до 1 500 рублей — за дополнительное страхование жизни или имущества.

Раньше споры с агентами по продаже полисов ОСАГО не давали результата, а судебная практика по таким делам была неоднозначна: факт навязывания услуги доказать нелегко. Теперь, выражает уверенность эксперт, вступать в дебаты с недобросовестным сотрудником не придется.

«Здесь на помощь потребителям пришел РСА, который утвердил «период охлаждения» по добровольным страховым продуктам, продаваемым вместе с ОСАГО. Это означает, что в течение пяти дней страхователь может отказаться от страховки и получить обратно все уплаченные за нее деньги. Теперь покупатель может не спорить с продавцом, а покупать полис ОСАГО с довеском и при желании расторгать договор. Вдвойне было бы хорошо, если бы это разъяснили покупателю крупным шрифтом в тексте договора под роспись», — утверждает Писанова.

В то же время, насколько ответственно компании подойдут к выполнению кодекса профессиональной этики, покажет практика, полагает юрист Татьяна Доронина. Эксперт рекомендует внимательно изучить договор со страховщиком и найти пункт о возможном расторжении с возвратом денежных средств.

«Каждый договор добровольного страхования индивидуален, и, прежде чем его заключить, нужно ознакомиться. Если пункт, предусматривающий возможность возврата денег и отказа от услуги, есть, определены сроки от трех до пяти дней — вы сможете без проблем расторгнуть его и в течение двух недель вернуть деньги. Но вполне возможно, что такого пункта там не окажется», — предполагает Доронина.

Малой кровью

Чего будет стоить страховщикам исполнение новых правил, рассуждают игроки рынка автострахования. Опрошенные «МК» агенты утверждают: массового возврата дополнительных пакетов услуг пока не произошло. Напротив, нередко клиенты изначально приобретают полис добровольного страхования по своей инициативе. «Период охлаждения» принципиально не изменит практику компаний, работавших по схожей схеме ранее, утверждает Екатерина Васильева, страховой агент.

«В наших бланках на добровольное страхование возможность расторжения договора была прописана всегда. Срок, в течение которого его действие может быть прекращено, колеблется в зависимости от услуги. Но на практике отказы — крайне редкий случай», — оппонирует статистике правоведов собеседница.

Страховщики уверяют, что не видят в появлении «периода охлаждения» угрозы рентабельности бизнеса. После того, как тарифы на ОСАГО были повышены, необходимость зарабатывать за счет дополнительных услуг отпала. Сотрудник агентства страховых услуг Владимир Семенцов и вовсе утверждает: новая опция востребована скорее в банковском секторе.

«У потребителя всегда было право не согласиться с предложенными условиями и выбрать другую компанию, голосуя рублем. А «навязанный» полис добровольного страхования нередко оказывает покупателям хорошую услугу. Водитель, ставший участником ДТП, получает, помимо выплаты по ОСАГО, дополнительные суммы по страховке», — заключил Семенцов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 4 ноября 2015

Заголовок в газете: Покупка без довеска

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру