Душа и тело: врачи и священники оценили деятельность "Анонимных алкоголиков"

Кто поможет страдающим пагубной привычкой, когда медицина бессильна?

 Алкоголизм — извечная проблема для России. Чего только не делало руководство страны, чтобы побороть пьянство! «Сухие законы» принимались еще в Российской империи и Советском Союзе, но ожидаемого результата они не дали: только часть людей отказывалась от употребления алкоголя, остальные же переключались на самогон, «паленку», суррогаты и прочие спиртосодержащие жидкости. Это еще раз доказывает тот факт, что пока человек сам не захочет бросить пить, его не остановят ни законы, ни родственники, ни врачи.

Кто поможет страдающим пагубной привычкой, когда медицина бессильна?

 Правило первой рюмки

Но ведь бывают и обратные ситуации. Алкоголик приходит к врачу, говорит: «Помогите мне, я не могу остановиться». Но, к сожалению, во многих случаях медицина бессильна. Валентина Заюкова, психиатр-нарколог, врач высшей категории со стажем более 30 лет, рассказывает: «Мы помогаем вывести из запоя, снять похмельные синдромы и привести человека в нормальное психологическое состояние. Пролечили мы, объяснили, что можно жить трезво. Не пить первую рюмку — это решение всех проблем. Но потом человек возвращается в свою среду. Как сказал один профессор, проблема в том, что никто не хочет бросать пить совсем, все хотят выпивать понемногу. Но так не получается».

Заюкова подчеркивает, что с созданием в Алтайском крае добровольного содружества «Анонимные алкоголики» («АА») работа наркологов стала более эффективной: «Вот человек у нас пролечился. Чтобы «не сорваться», ему нужно как можно меньше посещать алкогольные мероприятия. Но как отказаться от посещения такого праздника, как свадьба близкого человека? Но если страдающий алкоголизмом пришел в «АА», то там он получит необходимую для этого поддержку. Например, другие члены содружества всегда готовы «составить трезвую компанию» на любом торжестве. И когда человек находится в среде тех, кто не пьет, видит все прелести здоровой жизни, ему намного проще отказаться от алкоголя».

Психиатр-нарколог рассказывает случай из своей практики: «Был один «тяжелый» пациент. Я ему посоветовала посетить собрание «АА». Он ко мне вернулся с горящими газами, говорит: «Вы знаете, оказывается, люди могут бросить пить и жить нормальной жизнью без алкоголя». То, что они делают, — это очень большой труд. Я им за это благодарна».

«АА» — не секта

Алтайский священник Русской православной церкви иерей Александр Липовцев объясняет, что к алкоголизму нужно относиться точно так же, как и к любой другой трудноизлечимой болезни: «В этом году у меня 20 лет служения. Чаще всего за помощью в церковь приходят мамы и жены тех, кто в той или иной степени страдает от алкогольной зависимости. Мы все равны, но у кого-то есть те или иные отклонения. Кто-то, как я, рождается предрасположенным к близорукости, кто-то — к диабету, а кто-то — к алкоголизму. И как бы человек волю ни проявлял, болезнь все равно остается. Бытует мнение, что зависимость от алкоголя — это следствие плохого воспитания и слабоволия. Нет. Это такое же заболевание. И с ним можно жить трезвой и полноценной жизнью».

Священник уделил особое внимание роли «АА» в помощи алкозависимым: «На путь трезвости встанет тот больной, который понимает: ему есть что терять. Я, как священник, видел, как многие искренне желающие бросить пить приходили в храм, давали обеты, зароки, кодировались, клялись и плакали. Но возвращаясь в свою социальную среду, они снова «прикладывались к бутылке». Но с открытием «АА» у алкоголиков появился новый шанс. Им протянули руку помощи те, кто, как никто другой, знает боль зависимости. Те, кто стал жить трезво, помогают тем, кто в этом нуждается. Создаются новое окружение, семья, братство единомышленников, с которыми можно встретить Новый год и сходить на свадьбу. И люди, которые, казалось бы, были выбиты зависимостью из колеи, при поддержке содружества возвращается к нормальной жизни».

Он подчеркнул, что те люди, кто говорит об «АА» как о секте, заблуждаются: «Мы все помним начало 90-х, когда из-за границы к нам ринулось неимоверное количество различных проповедников. К сожалению, и внутри Православной церкви остается настороженное отношение к движению «АА». Эти опасения легко развеиваются. По благословению святейшего патриарха Алексия в Москве при патриаршей резиденции был открыт центр содружества. Там вместе со священнослужителями более десяти лет работали несколько групп поддержки страдающих алкоголизмом. И такие группы были открыты во многих храмах по всей России».

Липовцев подчеркнул, что суть программы «12 шагов», применяемой «АА», не противоречит православным канонам: «Это могло возникнуть только в христианской среде. В то же время программа доступна для всех, даже для людей, которые не придерживаются каких-то религиозных взглядов. Ее суть — это глубокое, осмысленное, всестороннее покаяние. Это полное преображение человека целиком и полностью: образа мыслей, общения, привычек».

12 шагов к трезвой жизни

В своей деятельности содружество опирается на книгу «Анонимные алкоголики», написанную еще в 1939 году. В ней изложены принципы всемирно известной программы преодоления алкоголизма. Главенствующие среди них — любовь к людям, стремление к взаимопомощи, добру и самосовершенствованию. Поэтому, как подчеркивают члены «АА», программа духовная. Она включает в себя 12 шагов. Первый шаг — признание своего бессилия перед алкоголем. Затем алкоголик должен прийти к убеждению, что в его жизни есть некая сила, более могущественная, чем его собственная. Люди переходят от осознания проблемы к ее решению, когда «препоручают свою волю и жизнь Богу, как они его понимают». По словам члена содружества Виктории, это коренной перелом и духовная опора для каждого желающего бросить пить.

Она поясняет целесообразность остальных действий: «Дальнейшие шаги помогают разобраться с прошлым и понять, как счастливо жить сегодня, руководствуясь программой, и применять эти принципы во всех делах. Работая по программе, во-первых, алкоголик остается трезвым. Во-вторых, он может разобраться в своих глубинных чувствах, недостатках характера и взаимоотношениях с другими людьми. В-третьих, человек определяет свою главную цель в жизни — помощь другим людям».

Татьяна посещает собрания содружества уже более 15 лет. Тем не менее она утверждает, что продолжает получать удовольствие от каждого из них: «То, что мы каждый раз рассказываем друг другу о том, «как я пил», — это иллюзия. Она создается у людей, которые знают о нас лишь поверхностно. Действительно, необходимо рассказывать такие истории, но только тогда, когда к нам приходят новички. Вот представьте, приходит человек, чтобы поделиться своей болью, и видит веселых, здоровых людей. Ему станет казаться, что он попал «не по адресу». Поэтому нужно рассказать алкоголику, что и нам раньше было плохо. На обычных собраниях мы делимся не опытом своей пьянки, а опытом выздоровления. Например, я рассказываю о своих переживаниях относительно сегодняшних дней: о том, как мне удается решать возникающие проблемы, как я применяю в жизни программу «12 шагов». Сама по себе она трудна для понимания. Но когда 5-10 присутствующих расскажут о своем понимании высшей силы и приложат к этому факты из жизни — это становится интересно и понятно».

Помогая другим — помогаешь себе

Сергей посещает «АА» уже много лет. Когда мы заговорили о его «прошлой» жизни, стало заметно, что о ней он старается не вспоминать. Может быть, стыдится своих «алкогольных достижений» или просто хочет забыть это страшное время. Без подробностей, но в то же время очень точными фразами человек раскрыл свою беду, которую удалось решить только после вступления в содружество.

Сергей рассказывает: «Я — алкоголик. Из-за постоянного употребления спиртных напитков в моей жизни настал момент, когда все рушится. Алкоголь уже не приносит удовлетворения. Ты выходишь из запоя — и не помнишь, что было вчера. Появляются проблемы в семье, на работе. Ты уже не член общества, просто растоптан морально. Ты никому не нужен, никто просто не обращает на тебя внимания. У тебя нет ничего, только пустота и одиночество. Для чего нужен был алкоголь? Только для того, чтобы забыться, забыть то, что я есть».

Обстоятельства побудили алкоголика начать борьбу за свою жизнь, честь и достоинство: «Остался инстинкт самосохранения — желание жить. Если бы я пропил и его, то, наверное, оказался бы среди людей, которые живут в подъездах и на вокзалах. Еще осталась доля совести. Мне было стыдно, что не могу остановиться, не являюсь нормальным отцом, примерным гражданином и хорошим сыном. Все эти моменты и заставили меня искать выход. Сначала пришел в Краевой наркологический диспансер с просьбой о помощи. Там помогли понять мою проблему: ее нужно было осознать. Правильно говорят, что пить можно бросить только тогда, когда есть искреннее желание. У меня оно было. И мне посоветовали походить на собрания «АА».

Сергей считает, что если бы не содружество, то с пьянками «завязать» бы не удалось: «Снова бы оказался в своем старом социуме, где стереотипы поведения те же самые. Соответственно, и я должен был повторить то, что делал до прихода в краевую наркологию. Но вместо этого попал в окружение таких же, как и я, алкоголиков, которые хотят жить нормальной, трезвой жизнью. Помню, как пришел на собрание в первый раз. Каждый рассказывал, какой он алкаш. Но самое интересное, что все трое мужчин, которые не пили по шесть лет, сидели в галстуках. Со стороны это выглядело как розыгрыш. Поэтому люди старались рассказать свои истории так, чтобы я мог идентифицировать себя с ними. Довольно долго у меня было чувство, что нахожусь в театре. Размышлял, зачем это им нужно? Но потом, когда стали приходить новички, точно так же рассказывал и свою историю. Как результат — не пью уже 16 лет».

Несмотря на то что последняя рюмка была выпита давно, Сергей все равно считает себя алкоголиком: «У нас работает принцип: помогая другим, помогаешь себе. Абсолютно бескорыстная забота о других алкоголиках дает возможность решать и свои проблемы».

Конечно, есть мнение, что, приходя в «АА», вместо алкогольной зависимости человек получает другую — от терапевтических групп. В качестве основного аргумента сторонники этой позиции приводят то, что, даже перестав выпивать, члены содружества продолжают посещать собрания на протяжении многих лет. Но из двух зол выбирают меньшее. Если при алкоголизме человек страдает и причиняет боль своим близким, то члены «АА», напротив, счастливы и стараются принести как можно больше добра окружающим. Разве это плохо?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру