Голодные игры алтайских браконьеров

Ждать ли спасения от запрета весенней охоты?

 Как известно, зимний охотничий сезон закончился еще 28 февраля, когда официально был введен запрет на добычу трофейных зверей и птиц. Ну а де-факто весь март продолжалась браконьерская охота, по сумме уголовных дел обошедшаяся охотничьему фонду в 935 тыс. рублей. Несмотря на ужесточение законодательства, увеличение суммы штрафов, люди, чье хобби — убийство, продолжают ступать по преступной колее.

Ждать ли спасения от запрета весенней охоты?

 Недавно перед краевым судом предстал житель Новосибирской области за незаконную охоту на лося. Еще осенью прошлого года мужчина, не имеющий охотничьего билета и лицензии на отстрел, взял незаконно хранящееся гладкоствольное огнестрельное оружие 16-го калибра, патроны к нему и отправился на охоту в лесной массив Тальменского района. Охотник-нелегал убил лося, нанеся при этом ущерб, оцененный в 200 тыс. рублей.

«В нарушение документа об утверждении правил охоты, согласно которому добыча объектов животного мира без лицензии запрещена, он провел выслеживание животного, а затем произвел два прицельных выстрела в него», сообщают в пресс-службе прокуратуры Алтайского края.

А воз и ныне там…

Случай не единственный, сводки о подобных происшествиях, увы, не редкость.

По данным управления охотничьего хозяйства Алтайского края, только за март 2014 года инспекторы выявили 118 административных правонарушений, по фактам незаконной охоты возбуждено четыре уголовных дела. Браконьеры незаконно добыли трех лосей, девять косуль, одного медведя. Ущерб государственному охотничьему фонду по уголовным делам составил 935 тыс. рублей.

Как отмечает заместитель начальника управления охотничьего хозяйства Максим КАТЕРНЮК, правонарушения, по которым возбуждаются уголовные дела по статье 258 УК РФ «Незаконная добыча с причинением крупного ущерба государственному охотничьему фонду», регистрируются регулярно. Причем, если в центральных округах края охотятся местные жители, на приграничных территориях, в Залесовском, Тогульском, Хабарском и Крутихинском районах незаконно охотятся жители соседних регионов — Кемеровской и Новосибирской областей.

В январе 2014 года по этой статье было возбуждено восемь уголовных дел, сумма ущерба государству составила 1,56 млн рублей. В феврале отмечен спад активности браконьеров: два уголовных дела с общим ущербом на сумму 940 тыс. рублей. В марте четыре уголовных дела, сумма ущерба — 935 тыс. рублей.Только за первый квартал 2014 года он составил более 3 млн рублей.

Если сравнивать данные о браконьерстве за I квартал 2014-го с аналогичным периодом прошлого года, численность нарушений, связанных с незаконной охотой, практически совпадает.

— В этом году специалистами фиксируется небольшое снижение пребывания браконьеров на территории охотничьих угодий, в значительной степени из-за погодных условий, — утверждает Катернюк. — Небольшая высота снежного покрова позволила животным перемещаться более активно, соответственно, быстрее убегать. В то время как 2013 год был очень снежным. Инспекторы отмечали, что в этот период браконьеры обходились даже без огнестрельного оружия — догоняли животное на снегоходе и забивали палками.

Непобедимый контингент

Как отмечают в крайохотуправлении, нарушители, уплатив немаленькую сумму штрафа и возместив ущерб региону, редко вновь пренебрегают законодательством об охоте. Среди рецидивистов — убежденные безработные, те, кто по ряду причин не желают трудоустраиваться.

— Такой нарушитель направленно идет в лес с целью добычи животного с последующей перепродажей. Эта категория граждан зимой специализируется на браконьерстве, а летом — на незаконных рубках лесных насаждений. Однако в среде браконьеров статус нарушителей варьируется колоссально. Среди состоятельных людей нередко встречаются случаи жестокого обращения с дикими животными. Охота, воспринимаемая как экстремальное развлечение, превращается в буйство неуемной фантазии, неограниченной денежными вливаниями, — отмечает Катернюк.

Так, помимо разрешенных биноклей, навигаторов, приборов ночного видения, браконьеры используют официально запрещенные орудия поимки, снегоходы, электроманки, копирующие звуки животных, слепящие световые приборы и пр.

Браконьерам закон не писан

Напомним, что в середине 2013 года были внесены изменения в законодательство, регулирующее охоту на территории РФ. Изменения коснулись параметров исчисления ущерба за преступления, связанные с незаконной охотой.

В соответствии с ними сегодня в случае незаконной охоты, к примеру, на лося (убийство животного) нарушитель обязан возместить ущерб в 200 тыс. рублей (на территории особоохраняемых территорий сумма выше), в то время как в 2013 году эта сумма равнялась 120 тыс. рублей. Незаконное убийство косули карается сегодня штрафом в 60 тыс. рублей и выше, в зависимости от района совершения правонарушения.

В целом браконьерам сегодня, в зависимости от степени тяжести нарушения, грозит довольно суровое наказание: принудительные работы, штрафы, а также дополнительно к указанному — возмещение в районный бюджет причиненного ущерба.

Помимо назначаемых судом штрафов и исправительных работ в 300-400 часов, в случае наличия у человека условного срока в момент совершения преступления в качестве наказания применяют и заключение под стражу.

У нарушителя конфискуется техника и другие приспособления, если охота была проведена с их использованием. Как и огнестрельное оружие вместе с лицензией на использование.

Вопреки всему, если опираться на данные статистики, ситуация с численностью нарушений, связанных с незаконной охотой, фактически не изменилась, несмотря на введение более жестких законодательных мер в июле 2013.

Как отмечает Сергей ПАНОВ, биолог-охотовед, председатель правления Алтайской краевой общественной организации охотников и рыболовов, запрещающие меры, безусловно, важны. Но запрет играет не ключевую роль в борьбе с такими преступлениями.

— Если глобально подходить к вопросу, борьбу с браконьерством важно начинать с воспитания культуры охоты, нужно показать, что она есть. Это и просветительские мероприятия, и массовая популяризация культуры охоты через СМИ. Немаловажно создание сильной службы государственного охотничьего контроля. Сейчас у инспекторов нет той оснащенности, тех ресурсов, что в полиции. Это сказывается на результатах борьбы с нелегальной охотой, — отмечает Панов. — Необходимо также восстановление в правах производственного охотничьего контроля — егерских служб охотничьих хозяйств. Сегодня их полномочия ничтожны. Они лишь имеют право осмотра, обнаружить таким образом нелегально добытое браконьером не представляется возможным, а в этом случае о надзоре за нарушителями не может быть и речи.

Дать жизнь весной…

В СМИ ходили слухи о том, как долго продлится весенний сезон охоты в этом году. Точку в вопросе об охоте поставил губернатор края Александр КАРЛИН. О полном запрете весенней охоты в 2014 году было заявлено 10 апреля на церемонии награждения победителей конкурса губернаторских грантов в сфере экологического воспитания, образования и просвещения.

Как подчеркнул глава региона, такое решение принято с учетом преобладающей точки зрения экологического сообщества. Запрет касается как боровой, так и водоплавающей птицы.

Губернатор призвал охотников с пониманием отнестись к принятому решению, отметив, что реализовать свои «охотничьи потребности» можно будет осенью, когда охота является более гуманной акцией и когда это наносит на порядок меньший ущерб нашей фауне.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру