Игромания — это диагноз

Как алтайская полиция борется с незаконным игорным бизнесом

 Вот уже несколько лет игорная деятельность в России под запретом. Исключение составляют лишь четыре игорные зоны. Между тем многие игровые залы перешли на нелегальное положение. Активную борьбу с ними ведет полиция. В декабре 2013 года в ГУ МВД по Алтайскому краю было создано временное подразделение по пресечению правонарушений, связанных с незаконной игорной деятельностью. Руководитель этой структуры полковник полиции Сергей ВДОВИЧЕНКО, начальник управления организации охраны общественного порядка ГУ МВД России по Алтайскому краю, рассказал «МК» о работе подразделения.

Как алтайская полиция борется с незаконным игорным бизнесом

 Итоги обнадеживают

— Сергей Александрович, чем опасны игровые автоматы?

— Игромания — это болезнь, как алкоголизм или наркомания. Чтобы получить удовольствие от игры и сорвать куш, игрок готов продать с себя последнюю рубашку. Более того, нередко игроманы идут на преступления, чтобы добыть денег на игру. Это проблема для семей, в которых есть игроман. Игорные заведения работают незаконно, не платят налоги с дохода, выдают зарплаты «в конверте». А это уже ущерб государству.

— Когда полиция стала бороться с незаконной игорной деятельностью?

— В 2009 году с выходом в свет соответствующего федерального закона — № 244-ФЗ. Напомню, что он определил в России четыре зоны, где игорная деятельность разрешена. Одной из них стала «Сибирская монета», расположенная в Алтайском крае. Вне этих зон играть запрещено. Тогда еще не было отдельной структуры для пресечения незаконной игорной деятельности. Этим занимались несколько подразделений ГУВД.

— Каковы итоги работы по этому направлению в 2013 году?

— Алтайские полицейские пресекли 174 административных правонарушения в сфере незаконной игорной деятельности. Из незаконного оборота изъято 3 329 единиц игрового оборудования. В суды направлено 137 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1.1 КоАП РФ. На организаторов незаконной игорной деятельности наложены административные штрафы на общую сумму 16,4 млн рублей. Сейчас на рассмотрении в судах находятся еще 54 дела.

Отмечу, что штрафы серьезные. Для граждан — от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 700 тысяч до миллиона рублей.

— Для организаторов игорной деятельности предусмотрена только административная ответственность?

— В ближайшем будущем планируется возбуждение и нескольких уголовных дел — по тем случаям, где ущерб государству превышает 1,5 млн рублей.

«Спасибо, что закончился ад»

— С какой целью было создано ваше подразделение?

— Со временем стало ясно, что нужна отдельная структура по борьбе с незаконным игорным бизнесом. Как следствие, 12 декабря 2013 года приказом начальника ГУ МВД по Алтайскому краю и было создано временное подразделение по пресечению правонарушений, связанных с незаконной игорной деятельностью.

В его состав входит не много сотрудников, но все они настоящие профессионалы. Тем более что в работе нам активно помогают другие подразделения полиции.

— Каковы итоги вашей деятельности за столь короткий срок?

— С декабря прошлого года по сегодняшний день сотрудники подразделения пресекли 103 факта незаконной игорной деятельности, изъяли из незаконного оборота 1 316 единиц игрового оборудования. Провели 20 оперативно-разыскных мероприятий с целью поиска игровых автоматов. В ходе этих мероприятий удалось обнаружить 18 мест хранения оборудования, из незаконного оборота изъято 854 единицы игровых терминалов.

— Как вы оцениваете работу ваших подчиненных?

— Определенные успехи достигнуты. Но я пока не заостряю на них внимание. Приятно, когда люди звонят на телефон доверия полиции и благодарят, говорят, что мы уберегли их, дали возможность жить спокойно, закрыв залы игровых автоматов. Одна женщина сказала: «Спасибо, что закончился этот ад. Раньше наш взрослый сын выносил из дома буквально все, чтобы пойти играть».

— Откуда вы получаете информацию о незаконных игорных залах?

— Это комплексная работа. Большую часть информации получаем благодаря телефону доверия «128». Граждане звонят и сообщают, где работают незаконные залы. Также обращаются через портал «Игре.нет» на сайте ГУ МВД по Алтайскому краю. Читаем интернет-сайты СМИ, новости и комментарии. Кстати, из них можно узнать много полезного. Например, выходит новость: на такой-то улице закрыт зал игровых автоматов. А кто-то пишет в комментариях: а у меня возле дома все еще работает. И указывает адрес. Наконец, мы постоянно ведем наблюдение за всеми вновь появляющимися игровыми точками.

Брат за брата

— Вот вы узнали про существование незаконного зала. Каковы ваши дальнейшие действия?

— На место выезжает специальная группа. Изымаются игровые автоматы, составляется протокол об административном правонарушении.

— Ловите «на живца»?

— Если под видом клиента в игорный зал придет сотрудник полиции, это уже будет провокацией. Это противозаконно. Как правило, нам помогают незаинтересованные люди, либо социально активная молодежь. Например, много желающих помочь полиции пресечь деятельность игорных залов среди студентов, входящих в отряды по охране общественного порядка

— Как вы находите таких, «незаинтересованных»?

— Желающие сами находятся. Например, приходит к нам парень и говорит: мой брат не может справиться с игроманией. Я хочу ему помочь. И идет под нашим наблюдением играть в залы, которые посещает его брат. Тут мы и прибываем.

Понятно, что организаторы ищут разные способы ухода от ответственности и тщательно конспирируют свою деятельность. Устанавливают игровое оборудование в помещениях, открытых лишь для узкого круга лиц. Подход к таким помещениям контролируется внешними камерами слежения, а также службой охраны (ЧОП, собственная служба охраны, таксисты). Двери игорных заведений имеют магнитные замки. На сегодняшний день работает ряд закрытых игорных заведений, попасть в которые сотрудники полиции могут только в ходе проведения специальных мероприятий при силовой поддержке сотрудников спецназа.

Параллельно работаем и с собственниками помещений. Ведь игорные залы часто располагаются на арендованных площадях. Говорим владельцам: у вас арендуется помещение под незаконный зал игровых автоматов. Некоторые идут нам навстречу и расторгают договоры с арендаторами.

— А если нет?

— К сожалению, пока ответственности за это для собственника не предусмотрено. Мы через Алтайское краевое законодательное собрание подготовили поправки в закон № 244-ФЗ. Они направлены в Госдуму, сейчас рассматриваются там. В нашем законопроекте предлагается ввести ответственность и для собственников помещений незаконных игорных залов.

— Предположим, штраф наложили. Что дальше?

— Взысканием штрафов занимается служба судебных приставов. Не всегда это просто: зачастую игорным бизнесом занимаются фирмы-однодневки, зарегистрированные в Москве, Томске или Тюмени. Тогда алтайские приставы передают материалы коллегам из других регионов, и те уже взыскивают штрафы.

С приставами мы взаимодействуем и в плане конфискации и утилизации игровых автоматов. В 2013 году суды приняли решение о конфискации 337 единиц игрового оборудования. Основная сложность при этом — зачастую игровые автоматы принадлежат не организаторам незаконных залов, а третьим лицам. В этом случае суд не может принять решение о конфискации.

— Что же делать с этим?

— В нашем законопроекте предлагается конфисковывать игровые автоматы, кому бы они ни принадлежали.

Автоматы — на свалку

— Что происходит после конфискации автоматов?

— Их помещают на специальные склады, а затем утилизируют. Игровые автоматы вывозятся на свалку, и там по ним в буквальном смысле слова проезжает трактор. Обычно утилизацию проводят два раза в год. Процесс снимается на видео, так что все четко и открыто.

— Суды удовлетворяют ваши требования о привлечении организаторов игорной деятельности к ответственности?

— Основное количество дел о незаконном игорном бизнесе рассматривают мировые судьи. Чаще всего они выносят решения о привлечении недобросовестных предпринимателей к административной ответственности. Но бывает, когда суд выносит обратное решение. Это происходит исключительно по формальным основаниям или в связи с технической ошибкой.

Когда предпринимателей привлекают к ответственности и накладывают на них штраф, они перестают заниматься игорным бизнесом. Хотя есть люди, которые попадаются и по нескольку раз. Злостных нарушителей не так много — примерно пять юридических лиц на весь Алтайский край.

В поисках богатства

— Игорный бизнес связан с организованной преступностью?

— У нас нет данных, что доходы от игорного бизнеса идут на финансирование криминальных структур. Или наоборот, бандиты вкладывают деньги в игровые автоматы. Большинство владельцев игорных залов — это обычные предприниматели, которыми движет желание хорошо заработать. Ведь игорный бизнес приносит огромный доход. В Интернете везде пропагандируют: купи игровой автомат — и станешь богатым. При этом каждый автомат стоит несколько сотен тысяч рублей.

— А сколько можно заработать, скажем, с одного автомата?

— У нас такой статистики нет. Одно могу сказать: доход зависит от места расположения автомата, проходимости зала, количества аппаратов. Если точка находится в спальном районе в жилом секторе — доход там меньше. Если в центре города среди увеселительных заведений — совсем другие деньги.

— Игорные залы находятся преимущественно в Барнауле?

— Большинство — да. Но есть они и в других городах. Например, довольно много залов было в Новоалтайске, Белокурихе. Сейчас могу сказать, что незаконного игорного бизнеса в этих городах нет. Кроме того, мы отрабатываем информацию по незаконной игорной деятельности в Бийске и Рубцовске.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Наша цель — полностью прекратить нелегальную игорную деятельность на территории Алтайского края. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру