Александр Лазарев — о роли сельских онкологов, колбасе и курении

Главный онколог края рассказал, как правильно вести себя в случае подозрения на рак

 Почему в крае такими темпами растет количество больных раком? Куда обращаться, если почувствовал неладное? Как вообще жить, чтобы не заболеть? На эти вопросы главный врач Алтайского краевого онкологического диспансера доктор медицинских наук профессор Александр ЛАЗАРЕВ, много лет проработавший хирургом-онкологом, знает точные ответы.

Главный онколог края рассказал, как правильно вести себя в случае подозрения на рак

 — Александр Федорович, что вас тревожит в плане состояния здоровья населения края больше всего?

— Если как главного врача краевого онкодиспансера, то есть как руководителя большого лечебного учреждения, — одно. Как врача-онколога — другое. Это разные проблемные пласты.

— И в чем ваша главная головная боль как главврача?

— Сегодня сложилась такая ситуация: центр чрезвычайно перегружен, хотя онкологическая служба края выстроена хорошо и по задумке весьма эффективно. Но задумка и реальная жизнь — разные вещи. Перегружен центр потому, что мы вынуждены заниматься не своей работой. Наша задача — оказание специализированной онкологической помощи. Но многие люди идут к нам сразу, минуя обязательный этап первичного приема в своей поликлинике. Это крайне осложняет нашу работу. Не хотят люди усвоить простую вещь: сначала необходим прием у районного врача-онколога или участкового терапевта, а потом и только по направлению — к нам. Специализированная помощь — крайне дорогая, лимитированная, строго регламентированная. То есть к нам человек должен прийти с прописанным в приказе крайздрава минимумом обследований. Не может и не должен центр выполнять работу за все лечебные учреждения края. Хотя бы анализ крови-то принесите! Существует четкий, отлаженный порядок работы — пациентам же во благо существует. Хочу обратиться особенно к жителям сельских районов. Почувствовали неладное? Не теряйте головы, не мчитесь в Барнаул. Спокойно идите на прием к районному онкологу или тому доктору, который выполняет в больнице вашего района его функции. Этот врач обязан вас осмотреть, взять анализы крови, направить на флюорографию и т. д. Сегодня в районах края вполне приличная обеспеченность оборудованием: когда мы строили «Надежду», почти 200 млн рублей пошло на закупку маммографов, флюорографов, эндоскопического и другого оборудования именно в районы края. Чтобы эта самая первичная помощь была доступна в любом уголке региона. И вот с результатами обследований, с направлением врача — уже к нам.

— А если в районе нет онколога? Или есть оборудование, но нет специалиста, умеющего на нем работать?

— Мы требуем от пациента, приходящего к нам впервые, самый минимум — и эти обследования может и должна делать любая больница, имеющая сертификат. И оборудование в районах есть. Просто люди не хотят видеть разницы между первичной медицинской помощью и специализированной. Задача врача по месту жительства — собрать самую общую информацию о состоянии здоровья и записать к нам на плановый прием, на определенный день и час. Задача нашего диспансера — провести специализированные, углубленные обследования и после этого определить тактику дальнейшего лечения. Чтобы эта цепочка работала максимально эффективно — нужно, чтобы пациенты соблюдали самую элементарную дисциплину. Ведь часто мы для больного собираем консилиумы врачей — с Никитина, с Партизанской, с Матросова сюда едут все заведующие, мы их буквально от операционного стола отрываем. А пациент даже общий анализ крови не привез. И вместо того, чтобы больного осмотреть и принять решение о дальнейшем лечении, мы вынуждены делать все недостающие анализы. Сегодня поликлиника наша принимает пациентов больше, чем краевая клиническая больница. Это чрезвычайно тяжело — и физически, и в плане организации работы, и тому же пациенту меньше времени на прием остается. Я жестко требую, чтобы все пациенты были приняты в день обращения — потому что часто они едут издалека, и это недешево. Но когда нагрузка чрезмерна, что страдает в первую очередь? Конечно, качество приема. Поэтому еще раз: к нам нужно приезжать с паспортом, полисом, результатами обследований и с направлением врача. Сейчас в поликлинику обращается около 200 тысяч человек в год, а онкобольных из них — лишь 10 тысяч. С одной стороны, такая перестраховка хорошее дело: есть вероятность «поймать» рак на ранней стадии. С другой — ну невозможно принять и обследовать все население края в одном диспансере!

— Александр Федорович, насчет алгоритма обращения понятно. А почему так растет количество онкозаболеваний в крае?

— Тут много причин. Во-первых, еще недавно помощь таким больным была малоэффективна. Сейчас прогресс в этой области медицины таков, что с онкологическими диагнозами успешно лечатся и живут после лечения долго. Это уже далеко не в той степени приговор, как поколение, скажем, назад. Раньше, когда я начинал работать, на учете стояло 5 тысяч излеченных больных, сейчас — 60 тысяч. И люди, видя, что рак лечится, по праву требуют максимальной помощи. По праву! Но требуя, соблюдайте и положенные правила. Мы, врачи, сделаем все возможное и невозможное для пациента — но и вы помогите нам. Просто будьте дисциплинированны, делайте все по плану.

Кроме того, медицина усложняется, совершенствуется и значительно дорожает, пациенты становятся все сложнее.

И третья, тоже крайне серьезная причина — не меняется у нас менталитет в плане осознанного выбора пресловутого здорового образа жизни. Наоборот — физкультурой занимаются меньше, а вредных привычек все больше. Приходит мама: «Как, откуда у 4-месячного младенца опухоль?!» Начинаешь разбираться — а мама-то и во время беременности, и во время кормления, когда ребенок, как губка, впитывает все, курила вовсю. Сегодня мы наблюдаем, без преувеличения, эпидемию табакокурения. Если раньше среди девушек, женщин курили всего 4%, то сегодня — 35%, почти в 10 раз больше, и эта тенденция только нарастает. Отсюда и рост онкологических заболеваний и у женщин, и у детей. Вообще, 60-70% здоровья зависит от образа жизни человека. Прежде всего, не должно быть вредных привычек, нужен нормальный режим труда и отдыха, полноценный 8-часовой сон, физическая нагрузка и нормальное питание. Поэтому сегодня каждый из нас стоит перед выбором: или вести ЗОЖ и жить долго и счастливо, либо курить, лежа на диване с бутербродом с колбасой. Это на самом деле ваш выбор. На медицину надейся, конечно, но и сам возьми на себя ответственность за жизнь и здоровье свои и своего ребенка. Жаль, что приходится повторять такие прописные истины, но, на мой взгляд, без пропаганды здорового образа жизни, без объяснений, что делает с человеческим организмом то же курение, в самом близком будущем ситуация с ростом онкозаболеваний будет обостряться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру