Судьба «Пионера»

За 20 лет кто только ни пытался восстановить легендарный теплоход на Телецком озере, все тщетно. Пока за дело не взялся Иван Южаков

06.11.2013 в 00:00, просмотров: 1933

 В детстве казалось: всех юных туристов называют не иначе как «медвежата» (потому как на маршруты они выходили с детской турбазы «Медвежонок»), журнал «Военно-морской флот» должен быть у каждого едва ли не настольной книгой, а «Пионер Алтая» неотъем-лем от Телецкого озера, был на нем всегда и будет вечно. Но время шло, страна менялась, число плановых туристов, достигнув пика к концу семидесятых, стало сокращаться: с конца восьмидесятых все больше соотечественников устремлялись уже не «за туманом и за запахом тайги», а «за быстрым рублем». Прогулочные теплоходы (у «Пионера» был «младший брат», пришедший на озеро несколькими годами позже и отличавшийся от него лишь некоторыми элементами окраски, «Яков Баляев»), ранее пользовавшиеся у гостей Иогача и Артыбаша огромной популярностью, в девяностые годы остались не у дел…

Судьба «Пионера»

 Не было бы счастья…

Первым встал на прикол «Яков Баляев». Вскоре, в 1992-м, настала очередь «Пионера». Оба более полутора десятков лет стояли на берегу разрушающимися памятниками советскому туризму: ржавели, теряли иллюминаторы (их выбивали), детали и механизмы (их попросту крали), бывало, становились прибежищем для ночевок не пойми кого. Справедливости ради надо отметить: к восстановлению «Пионера» в разные годы пытались приступить разные фирмы и люди. Безуспешно.

Судьба его решилась, когда по требованию прокуратуры пустили на металлолом «Якова Баляева». В тот момент иогачский предприниматель Иван Южаков понял: в отношении «Пионера» такого допустить нельзя, хотя бы один из двух легендарных теплоходов на озере должен остаться. «Изначально это не был бизнес-проект. Просто я вырос рядом с пристанью, «Пионер Алтая» швартовался у моего дома, каждое утро уходил оттуда в рейс, туда же каждый вечер возвращался. А потом я наблюдал печальное зрелище, как он, разрушающийся, стоял у турбазы «Золотое озеро». Когда в 2009-м узнал о судьбе «Якова Баляева», начал переговоры по поводу выкупа «Пионера». Бывшие владельцы пошли мне навстречу. Вообще все, что с ним связано, словно притягивает удачу. Разумеется, нужно много сил, средств и времени, но каких-то препон не возникает, все складывается одно к одному. Чувствуется, что его восстановление — действительно нужное дело», — рассказал Иван «МК» накануне технических испытаний. 30 октября в присутствии эксперта Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра Александра Чернова теплоход был принят в эксплуатацию. По словам гендиректора ЗАО «Инженерный центр судового проектирования» Николая Нефедкина, это первый случай восстановления пассажирского судна за 31 год его работы.

Справка МК Справка "МК"

Теплоход класса ОМ (озерный московский) «Пионер Алтая» был заложен на Московском судостроительном заводе в 1964 году (суда такого класса выпускали также в Германии, Чехословакии и Польше). От судов класса «река» он отличается повышенным запасом прочности. Так, иллюминаторы подняты над уровнем воды на 1,9 метра (в то время как на речных теплоходах они располагаются на высоте не более метра), имеются привальники для отбивки волны, внутри корпуса есть водонепроницаемые перегородки и полностью герметичные отсеки. На воду теплоход сошел в 1965 году. В 1968-м пришел на Телецкое озеро: своим ходом он прошел из Московского пароходства Северным морским путем — через систему каналов и морей Северного Ледовитого океана — в Обскую губу, поднялся по высокой воде по Оби и Бии. В летний сезон «Пионер» совершал однодневные экскурсии вокруг Телецкого озера, каждый раз перевозя на борту более двухсот пассажиров (вместимость по паспорту — 240 человек). После 21-летнего простоя в ходе прошедших в октябре испытаний он совершил рейс по всей акватории Телецкого озера, побывав у Яйлинской террасы, хребта Корбу, кордонов южного плеса и мыса Кырсай, гор Туалок и Алтын-туу. Согласно заключению экспертной комиссии, все судовые системы соответствуют базовому проекту и проекту восстановления, оценка качества восстановительных и монтажных работ (они проводились по правилам и под наблюдением Российского речного регистра) — «хорошо». На судне установлены навигационные системы GPS, GLONASS, АИС, основная и эксплуатационная радиостанции КВ и УКВ, навигационная радиолокационная станция, он оснащен всеми необходимыми средствами безопасности. На все заново установленные оборудование и изделия имеются сертификаты Российского речного регистра и акты соответствия требованиям технического регламента по безопасности объектов внутреннего водного транспорта. На сегодня это, по оценкам специалистов, самое безопасное и комфортное судно не только на Телецком озере, но и на всем Юго-Западе Сибири.

Когда в 2009-м Южаков выкупал «Пионер», не многие земляки верили в успех его затеи, хотя первоначально он намеревался просто привести судно в порядок и поставить на бетонный постамент, чтобы организовать в нем музей. Идею полностью восстановить и вывести на воду подсказала сама природа: «Я очистил его, отшлифовал все железо, поменял часть несущих конструкций, произвел косметическую отделку. А потом во время наводнения теплоход поднялся, и стало понятно, что он на плаву. Два года он простоял на воде, осенью ложился на грунт. Когда стал покачиваться, я начал переговоры с регистром. Сначала эксперт воспринял мое желание со скептицизмом, но когда увидел фотографии того, что к тому времени уже было сделано, предложение поддержал: «Пионер Алтая» восстановили в списках как стоечное судно (эксплуатируется у берегов для организации кафе, выставок, проведения массовых мероприятий). Потом я нашел и выкупил в Новосибирске двигатели, разыскал необходимые детали, механизмы. Работа шла постоянно, но она не была видна снаружи — только узкой группе специалистов было понятно, что поменяли дно, валы… Люди поверили в то, что «Пионер» снова пойдет, лишь в этом году, когда при подъеме воды мы взяли его под борт и перетащили из Артыбаша в Иогач».

По примеру Лебединого утеса

А что же музей, в качестве которого (вкупе с кафе) теплоход проработал два года? Наряду с фотографиями и документами, рассказывающими об истории изучения озера, развитии судоходства и прибрежных сел и предприятий, там можно было увидеть интереснейшие фильмы. Например, «Золотое озеро» Владимира Шнейдерова — приключенческую картину, снятую в этих местах в 1935 году, документальный короткометражный фильм 1978-го, где главный герой — «начальник погоды Горного Алтая» Валентин Селегей, или другие, более современные. «Краеведа во мне воспитывали с детских лет. Моими учителями в этом деле стали преподаватели иогачской школы Лариса Спиридоновна Неверова и Галина Митрофановна Смертина, за что им огромное спасибо», — признается предприниматель. Теперь объединенный музейный комплекс, по его мнению, должен располагаться в Яйлю — центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника.

Логично, особенно если учесть, что в навигацию «Пионер Алтая» будет ходить туда ежедневно. И не «по набору», как это принято в случае лодок — водных такси, а по расписанию, как рейсовый автобус. Что касается стоимости экскурсий, то билет до водопада Корбу и обратно, если не поднимется в цене дизельное топливо, обойдется примерно в шестьсот рублей. Иван уверяет: теплоход будет совершать рейсы вне зависимости от количества пассажиров, хоть их наберется две с лишним сотни, хоть с десяток человек. Водить его, к слову, будет капитан Сергей Стрельцов из Новосибирска: у него есть допуск к работе именно на этом типе судов, кроме того, именно Сергей Александрович с самого начала руководил процессом восстановления теплохода. Сам владелец, приступив к ремонту «Пионера», окончил в Новосибирске курсы механика — помощника капитана: «Мне, как человеку, выросшему на берегу, все это безумно интересно и к тому же во многом знакомо».

Но интересно предпринимателю не только это. «Пионер Алтая» при всей его значимости и лично для Ивана, и еще для множества людей — лишь одно из звеньев в стройной системе развития туристского бизнеса и социально значимых проектов. Так, уже этой зимой Южаков намерен начать предметные переговоры с руководителями детских учреждений (и не только их, но и социальных служб, ветеранских организаций): «Я хочу привлечь группы из республики и соседних с нами городов — Бийска, Барнаула, Кемерово, Новокузнецка. Цену при этом буду снижать настолько, чтобы было выгодно партнерам, занимающимся организацией поездок на Телецкое озеро. Следующий проект, к реализации которого я собираюсь приступить в ближайшее время, — строительство детского развлекательного комплекса. Сказочный замок наподобие баварского Нойшванштайна (что в переводе означает Новый лебединый утес), но со своими особенностями, наполненный разнообразными развлечениями, будет располагаться на горе Тилан-туу, что возвышается над Артыбашем. Эта идея присутствовала давно, но окончательно я ее сформулировал во время ознакомительной поездки по Европе. Еще одно важное направление — агротуризм, им я тоже уже начал заниматься: выращиваю в подсобном хозяйстве хариуса, завел коней, посадил яблоневый сад».

Первым делом — теплоход!

В плане ведения туристского бизнеса нам еще многому предстоит учиться у европейских предпринимателей, считает Южаков: «Необходимо организовывать для местных жителей, желающих заняться турбизнесом, специальные ознакомительные поездки — не экскурсионные, по работе. У нас здесь великолепные условия, но многие не знают, как это использовать, у людей нет опыта. А на самом деле ведь нет ничего сложного, просто нужно увидеть перспективу, разработать стратегию и двигаться к цели».

Впрочем, о проектах и мыслях Ивана по поводу туристского бизнеса, несомненно, еще будет повод рассказать. Сегодня же на первом месте — легендарный теплоход. Весной следующего года после прохождения стандартной процедуры технического осмотра «Пионер Алтая» получит допуск к пассажирским перевозкам. За это всем, кто принимал участие в его восстановлении, скажут искреннее спасибо не только многочисленные пассажиры, у которых с его белым корпусом связаны романтические воспоминания о туристской юности, но и — особенно — те, кто имел к нему профессиональное отношение, кому было особенно больно видеть гордого красавца в роли грустного памятника. Это и капитаны «Пионера», на протяжении 24 лет сменявшие друг друга, и их помощники, и матросы, и многие специалисты Западно-Сибирского речного пароходства. Для одного из них, 75-летнего Владимира Ивановича Стрельникова, бывшего некогда идеологом развития водного туризма на Алтае (в начале шестидесятых в Новосибирском институте инженеров водного транспорта он защищал диплом по этой теме, а потом внедрял свои разработки на практике), выход «Пионера» на воду стал поводом вновь приехать на берега Телецкого озера. После 18-летнего перерыва.