Вон со двора!

Африканская чума и ВТО теснят свиней с подворий

 В последние годы отрасль свиноводства в Алтайском крае переживает эпоху перемен. Помимо разведения свиней в многочисленных ЛПХ, появляются крупные промышленные комплексы, где выращиваются десятки тысяч голов свиней. Эти два сегмента конкурируют между собой за потребителя. Новым весомым аргументом в этом споре может стать эпидемия африканской чумы свиней, распространяющаяся по России. При этом не стоит забывать о том негативном влиянии, которое оказало на отрасль вступление России в ВТО.

Африканская чума и ВТО теснят свиней с подворий

 Устоять в эпоху перемен

Так сложилось, что в Алтайском крае свиноводство долгое время развивалось преимущественно в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ). По данным на начало 2013 года, общее поголовье свиней в крае составляет 666,4 тыс. голов. По оценке заместителя начальника регионального управления Россельхознадзора Виктора Некрасова, в ЛПХ содержится 70% от всего поголовья свиней.

В прежние годы крупный бизнес достаточно прохладно относился к алтайскому свиноводству. Единственным предприятием, производящим свинину на промышленной основе, было АКГУП «Антипинское» (Тогульский район). Оно имело поголовье в 30 тыс. свиней. При этом компанию нельзя было в полной мере назвать новым бизнесом — это, скорее, остатки советского наследия. Совхоз «Антипинский» был образован еще в 1961 году. В советские годы он был известен на всю страну, в 1998 году совхоз был реорганизован в государственное краевое унитарное предприятие «Антипинское».

Ситуация начала меняться в 2009 году, когда на рынок пришли компании «Альтаир-Агро» и «Алтаймясопром». В августе 2009 года «Альтаир-Агро» запустило в Ребрихинском районе первую очередь свинокомплекса на 12 тыс. голов, а также мясоперерабатывающее предприятие производительностью 8 тонн колбас и мясных деликатесов в смену. Компания постоянно расширяла производство, и в 2012 году общая мощность свинокомплекса была доведена до 36 тыс. голов.

Другой игрок рынка — компания «Алтаймясопром» — вынашивал идею создания крупного свинокомплекса еще с середины двухтысячных годов. Однако тогда фирма не смогла найти инвесторов. Это удалось сделать лишь в 2010 году. Средства в развитие производства решили вложить Внешэкономбанк и холдинг «Кем-Ойл-Групп». Общий объем инвестиций составил 6,6 млрд рублей. В августе 2012 года на свинокомплексе, расположенном в Тальменском районе, был запущен первый племрепродуктор на 100 тыс. голов. Полностью комплекс будет построен к 2014 году, поголовье свиней составит 330 тыс. голов, годовая мощность производства — 39,5 тыс. тонн в живом весе. Кроме того, в 2012 году компания «Фунтики» построила в Топчихинском районе свинокомплекс с законченным производственным циклом на 1 260 свиноматок.

Год от года в крае увеличивается поголовье свиней. Так, в 2012 году оно выросло на 97 тыс. голов. В 2011 году производство свинины в крае выросло на 21,5% и составило 5,3 тыс. тонн. Причина успеха развития отрасли еще и в наличии кормовой базы. Собственное зерновое производство обеспечивает практически все компоненты рациона свиней. Также в регионе достаточно предприятий комбикормовой промышленности.

Кроме того, хорошо поставлена племенная работа. В свиноводстве стабильно работают четыре племенных свиноводческих хозяйства. Для более эффективной работы по линиям и семействам свиней крупной белой породы были организованы поставки племенных ресурсов из Краснодарского и Красноярского краев. С этой же целью в разведении специализированной мясной породы ландрас используются свиньи канадской и датской селекции. Разведением ландрасов занимается племенной завод СПК «Колхоз «Путь к коммунизму» Завьяловского района. Планируется укрупнение племенной базы свиноводства за счет создания селекционно-генетического центра.

Вместе с тем пока свиноводство не играет ведущей роли на мясном рынке края. На свинину сейчас приходится всего 13,7% от общего количества произведенного мяса.

С появлением на Алтае крупных свиноводческих комплексов среди представителей агросектора развернулась дискуссия. Владельцы ЛПХ выказывали свою обеспокоенность тем, что крупные комплексы установят на рынке монопольное положение, поскольку конкурировать с ними мелким производителям будет сложно. Некоторые говорили даже, что мегакомплексы «убьют» ЛПХ.

Представители крупного бизнеса, в свою очередь, считают, что производство свинины нужно переводить на цивилизованные рельсы и современные технологии. А ЛПХ, по их мнению, должны уйти в прошлое. В борьбе с мелким бизнесом руководители крупных комплексов активно используют риторику, связанную с обеспечением безопасности. «Наш комплекс стоит на федеральной трассе М-52. Сегодня трасса — это повышенный источник опасности, поскольку на ней продается много инфицированных продуктов. Особенно это касается многочисленных шашлычных. Как правило, ими владеют не самые законопослушные люди. Несколько раз я спрашивал у них: «А откуда взяли мясо для шашлыка?» Мне грубо отвечали: «А тебе какая разница». Надзорные органы должны внимательно проверить такие шашлычные», — говорит Борис Панов, гендиректор компании «Алтаймясопром».

Дело «чума»

Подлить масла в огонь может достаточно сторонний с экономической точки зрения фактор — распространение по регионам России африканской чумы свиней (АЧС). Как сообщил вице-губернатор Алтайского края Александр Лукьянов, первый раз на территории России эта болезнь была зарегистрирована в 2007 году. За несколько последующих лет она распространилась по нескольким регионам России, в числе которых Республика Ингушетия, Северная Осетия, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская, Московская и Тамбовская области. В течение 2013 года вспышки АЧС были зарегистрированы в 14 субъектах федерации — во всей Центральной России. Всего в этом году была зафиксирована 131 вспышка АЧС. Из них 68 связано с заболеванием домашних свиней, остальные — с болезнями диких кабанов.

Как подчеркнул Александр Лукьянов, человеку АЧС не грозит, а вот свиньям приносит огромные потери. Вирус распространяется быстро, болезнь протекает остро, отмечается высокий уровень летальности. Кроме того, от нее нет специфических мер профилактики вроде вакцины. Сегодня ни один регион не застрахован от свиной чумы.

В феврале 2011 года Минсельхоз РФ утвердил план мероприятий по предотвращению распространения АЧС. Он предполагает, что в случае вспышки чумы в радиусе 200 км от места происшествия создается зона отчуждения, в которой нельзя заниматься свиноводством. Фактически это означает, что целые регионы на долгое время могут потерять свиноводство как отрасль.

Чтобы этого не произошло в нашем регионе, в ноябре 2012 года была утверждена ведомственная целевая программа на 2013-2015 годы по предотвращению АЧС в крае. На реализацию программы выделяется 21 млн рублей из краевого бюджета.

Одним из наиболее действенных методов борьбы с АЧС является превентивный подворный убой свиней. Логика такова: нет животного, нет проблемы. Нюанс в том, что наибольшую опасность АЧС представляет для свиней, содержащихся в ЛПХ: меры безопасности там все-таки невысокие.

В крупных комплексах с этим лучше. Хотя, по оценке регионального Россельхознадзора, их защищенность от чумы также весьма низкая. По этому показателю мы стоим на последнем месте среди регионов СФО.

Как бы то ни было, политика государства направлена на сокращение поголовья свиней в ЛПХ. В идеале, личные хозяйства вообще должны перестать заниматься свиноводством, отдав эту прерогативу крупным комплексам.

В Алтайском крае, как мы отмечали выше, в ЛПХ содержится 70% свиней. И если эти ЛПХ будут ликвидированы, то поголовье свиней уменьшится на это количество. Конечно, отчасти это будет компенсировано ростом поголовья свиней на мегафермах. Однако будет ли этот рост достаточным, чтобы покрыть потери, — пока большой вопрос. Еще один вопрос: что будет с ценами на свинину в такой ситуации? Ведь в случае серьезного сокращения поголовья неизбежен рост цен.

Вслед за птицеводами

В любом случае уже в ближайшем будущем можно ожидать изменения конфигурации рынка. Вместо большого числа мелких производителей на нем будет несколько крупных комплексов с большими объемами производства. Стоит отметить, что подобные перемены на мясном рынке края уже происходили. Речь идет о секторе птицеводства. Долгое время основными игроками были небольшие компании. Однако с приходом предприятия «Алтайский бройлер» обстановка изменилась. «Бройлер» занял 85% рынка.

С одной стороны, можно сказать, что рынок мяса птицы стал монополизированным. С другой, именно благодаря «Алтайскому бройлеру» отрасль совершила небывалый рывок — объем производства мяса птицы за несколько лет вырос в десять раз и составил около 70 тыс. тонн в год. Кроме того, предприятие первым в крае стало реализовывать не замороженное, а охлажденное мясо. Так что большие производства — еще и проводники новых современных технологий.

Не стоит забывать и о том, что на развитие свиноводческого рынка влияет и вступление России в ВТО. Так, импортные таможенные пошлины внутри квот на свинину (это 400 тыс. тонн, или треть от всей производимой в России свинины) снизились с 15% до нуля. Пошлины на свиные субпродукты сократились с 25% до 15%, на ввоз живых свиней — в восемь раз. Как отмечал на «Зимней зерновой конференции» в Белокурихе в этом году генеральный директор Национального союза свиноводов России Юрий Ковалев, уже в конце 2012 года отечественные свиноводы ощутили последствия интеграции в ВТО. Так, цены на живых свиней упали примерно на 30%. В условиях, когда фуражное зерно подорожало в два раза, снизилась рентабельность свиноводства и увеличились сроки окупаемости проектов. Дальше будет только сложнее: в 2020 году пошлины на свинину отменят совсем.

Помимо ВТО существует проблема и во взаимоотношениях со странами СНГ. Как отмечает начальник управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Татьяна Зеленина, в регион поставляется продукция сельхозпереработки из стран СНГ, в частности Белоруссии и Казахстана. И наши соседи принимают серьезные меры, чтобы завоевать алтайский рынок. А эффективных механизмов противодействия этому нет: вводить квоты или пошлины не разрешают международные договоры. Нашим предприятиям остается одно: снижать себестоимость, обеспечивать превосходящее качество и безопасность, таким образом, обеспечивать конкурентоспособность продукции на рынке.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру