Сиди, рули. Красота!
Середина октября. Последний погожий день. Все силы ООО «Кытмановское» брошены в поля. Осталось убрать несколько гектаров, засеянных соей, до дождей и холодов, обещанных синоптиками. 12 высокопроизводительных комбайнов делают круг за кругом, в ожидании стоят КамАЗы. Процессом руководят главный агроном Сергей Пресняков и инженер Виктор Губкин. Здесь же директор Юрий Пресняков.
— Эх, ей бы еще день-другой постоять. Решили не рисковать. Сегодня не уберем — завтра поздно может быть, — сожалеет Юрий Николаевич.
В «Кытмановском» вообще предпочитают не рисковать. Поэтому в земледелии все тщательно продуманно и взвешенно. Сеют только высокопродуктивные сорта, применяют весь комплекс защиты и удобрений растений. И вот результат: пшеница дала свыше 30 центнеров с гектара. Для предприятия это рекорд. Последний раз таких показателей добивались в конце 90-х. Площадь посевных тогда была значительно меньше. Сейчас сеют 9 300 гектаров. Выращивают практически все культуры: овес, рапс, подсолнечник, горох, ячмень, яровую и озимую пшеницу. В целом итогом сельскохозяйственного сезона Юрий Пресняков доволен. Сработали отлично, несмотря на капризы природы. И вот она, финишная прямая.
— Это заслуга всего коллектива: механизаторов, комбайнеров, трактористов, водителей, специалистов. Пять месяцев трудились без выходных, бывало от зари и до поздней ночи, ловили каждый погожий день. Не хотелось бы кого-то выделять отдельно, все ребята — молодцы. Отмечу передовиков, в их числе Сергей Каравайцев, Виктор Агафонов, Александр Долматов, Андрей Берьзюк, — говорит Юрий Пресняков.
Сделав очередной круг, механизаторы глушат моторы. Пришла пора перекусить. Из «совхозной» столовой, как ее по старинке называют мужики, привезли горячий обед. Беря термосы, присаживаются на окраине поля. Затем небольшой отдых — и снова за штурвал.
Останавливаю на пути к комбайну Сергея Каравайцева. В нынешнем сезоне он лидер по обмолоту. Итоги трудового соревнования будут озвучиваться на торжественном мероприятии, посвященном окончанию уборочной страды. Кроме хорошей премии, передовики будут поощрены путевками в санаторий.
— В поле многое зависит от команды. У нас бригада слаженная, дружная. Мы готовы в любой момент друг другу на помощь прийти, несмотря на то, что дух соперничества присутствует. Ребята все трудолюбивые, ответственные, — отмечает Сергей Михайлович.
Его стаж работы механизатором — более 30 лет. Почти все эти годы, за исключением небольшого периода, трудился в «Кытмановском». Пришел еще в бытность совхоза, пережил перестройку, реорганизацию.
— Нам, работягам, все равно — колхоз, совхоз, ЗАО, ООО. Главное, чтобы работа была и деньги вовремя платили. Здесь даже в годы перестройки простоев не было, без дела мы не сидели, — рассказывает мой собеседник.
— Сейчас в поле работать куда проще, чем раньше. Техника современная, комфортная. На улице жара — включил кондиционер, холодно — печку. Компьютер следит за всем процессом, — подключается к нашему разговору Виктор Агафонов, тоже механизатор с многолетним стажем.
На пути технического прогресса
Над вопросом техперевооружения в ООО «Кытмановское» вплотную работают уже несколько лет. Ежегодно на новую технику выделяется 50-60 миллионов рублей. За последние три года обновили комбайны, почвообрабатывающие машины, легковой и грузовой автопарк. В этом году приобрели еще один зерносушильный комплекс, первый был установлен несколько лет назад.
— Мы как чувствовали: надо еще один зерносушильный комплекс брать. Сейчас понимаю, без него бы нам этой осенью туго пришлось. Дожди, влажность зерна повышенная, не посушишь — сгниет. Теперь этот вопрос оперативно решаем. Привезли, посушили, в склады засыпали. Нет проблем, — поясняет Юрий Николаевич, демонстрируя покупку. Мощность оборудования — 27 тонн в час. Влажность зерна при такой сушке снижается на четыре процента. Это позволяет не только довести его до кондиции, но и сохранить урожай на складах.
Еще одна гордость руководителя ООО «Кытмановское» — современный животноводческий комплекс. На подъезде к базе он для контраста демонстрирует полуразвалившиеся коровники, в которых еще недавно содержался скот. Строили их в 60-70-х годах.
— Страшно было и за людей, и за животных: того и гляди стены рухнут, потолки обвалятся. Работать в них уже было невозможно, а уж тем более добиваться каких-то производственных показателей. Вопрос стоял однозначно. Либо отказываться от животноводства вообще и продавать скот, либо возводить новое. Решили строить, — продолжает Пресняков, ведя нас к новому комплексу.
Действительно впечатляет. Три сине-красно-белых комплекса, соединенные между собой переходами, выполнены из сэндвич-панелей. Они сразу бросаются в глаза, как на картинке европейского журнала. В светлых, просторных помещениях продумано все до мелочей, чтобы животным было тепло и уютно. И о персонале проектировщики не забыли. Комнаты отдыха, раздевалки, кабинеты специалистов, актовый зал, санузел, душевая кабина. Комплекс оснащен современным оборудованием, есть молокопровод, транспортер, танк-охладитель на шесть тысяч литров. Установлены светодиодные фонари, которые позволят снизить расходы на электроэнергию. Общая стоимость объекта — 67 миллионов рублей собственных средств.
— В прошлом году доили в среднем по 4 697 тонн на фуражную корову. Думаю, теперь у нас есть возможность догнать, а может быть, и перегнать краевых лидеров этой отрасли. Конечно, многое зависит от самого коллектива, — размышляет Пресняков.
— С кадрами, конечно, тяжело, — добавляет главный зоотехник предприятия Виктор Курносов. — Отбираем лучших. В числе передовиков доярки Лариса Загайнова, Раиса Щербакова, Елена Стоякина. Это ответственные, трудолюбивые женщины, которые подают пример и остальным.
Есть где жить и работать
Юрий Николаевич вызвался показать поселок Октябрьский, свою малую родину, где родился, вырос и трудится всю жизнь. По дороге разговариваем о проблемах, которые коснулись сельхозпредприятия. Куда без них? Главная — кадровый голод.
— Вы посудите, в селе 1 036 человек взрослого населения. 260 — это пенсионеры, 242 трудятся у нас на предприятии, примерно столько же заняты в других сферах: школа, детский сад, торговля и прочее. Где остальные? Дома сидят. Им ничего не надо. Нужно вернуть закон о тунеядстве, а не поощрять безработицу пособиями и льготами, — рассуждает руководитель хозяйства.
Проезжая по одной из улиц, встречаем двух мальчуганов лет пяти. Они кивают Юрию Николаевичу в знак приветствия. Он им в ответ тоже.
— Вот недавно к нам семья из города перебралась. Глава семейства пришел ко мне, говорит: «Возьми на работу». Да с радостью, хоть завтра выходи. У нас на предприятии и заработная плата достойная, в среднем 24 тысячи рублей, зерно, сено выдаем. Скотину можно дома держать. Углем на зиму обеспечиваем. Да много чем помогаем, — продолжает собеседник.
— Молодых удается привлечь?
— Молодежь в город стремится. Вот и мой сын после школы в Барнауле учился, на историка. Диплом получил — и в село вернулся. Сначала электриком работал, заочно на агронома выучился. У нас как раз должность в отделении освободилась. Взял. Постепенно до главного специалиста дорос. Он такой же, как и я, трудоголик. С утра до ночи на работе. Говорю: не совершай моих ошибок, с детьми больше времени проводи, не успеешь заметить, как вырастут, — рассказывает Пресняков.
Видно, что Юрий Николаевич гордится профессиональным выбором сына. Парня ценят и уважают в коллективе, а он в свою очередь радеет за родное хозяйство и душой отдается работе. А что еще нужно для счастья?
Радуется руководитель и тому, что вслед за сыном из города потянулась и другая молодежь. Помыкавшись там без собственного угла и в поисках заработка, многие возвращаются домой. Среди них Евгений Гончаров. После школы уехал учиться в Барнаул на экскаваторщика, летом приезжал на практику в «Кытмановское», где трудится его отец. Но, получив профессию, подался на заработки на Север.
— Жизнь вахтовика не сахар. Нет собственного угла, семью не заведешь. А деньги можно и в родном совхозе зарабатывать. Вот и вернулся. В прошлом году женился. Предприятие помогло свадьбу сыграть, дом выделили, куда я смог молодую жену привести. Ребеночек у нас родился. Так что жизнь налаживается, — делится Евгений.
Помимо работы, для молодой семьи в Октябрьском есть все условия. Сохранили здесь и школу, и детский сад, и клуб. На окраине села — стадион, где мальчишки могут поиграть в футбол и «покачаться» на турниках. Единственное, «оптимизировали» местную больницу. Тут уж воли и желания руководителя предприятия было недостаточно. Юрий Николаевич поставил здание под охрану в надежде, что сюда вернутся люди в белых халатах.
— В советские годы совхоз много строил: дороги, дома, социальные объекты. В современных условиях такой возможности нет. Но мы стараемся это сохранить, делаем все, чтобы село не старело. В прошлом году асфальт в центре уложили, четыре миллиона потратили. Мне говорили: зачем? А кто сделает, если не мы? В нынешнем году цены на сельхозпродукцию нет, прибыли особой ждать не приходится, а хотелось другие улицы подремонтировать. Дома, конечно, мы теперь тоже не строим. Однако, если кто из сотрудников нуждается, покупаем готовые, помогаем отремонтировать. Так что, если молодежь к нам захочет приехать жить и работать, жильем обеспечим. Сразу говорю, бездельников нам не надо, — предупредил Юрий Николаевич.
О новых вехах истории
На прощание Юрий Пресняков подарил книгу: «Целинная эпопея». Автор — Николай Пресняков, отец нынешнего руководителя. В далеких 50-х вместе с другими парнями и девушками приехал он возделывать целинную землю, строить совхоз, село, семью. Здесь встретил Нину Николаевну, влюбился, женился, вырастили детей. Самый младший, Юрий, пошел по стопам отца. В совхозе трудится 36 лет. Начинал с агронома отделения, затем работал в должности главного агронома, а в 2009 году возглавил предприятие.
Всякое пережил за эти годы вместе с «Кытмановским», и подъем, и кризис 90-х, из которого коллектив достойно вышел.
— Почему устояли? У руля тогда были грамотный директор и специалисты. Многие хозяйства развалились по одной причине. Потому что их руководители в тот сложный для всей страны период думали о том, как набить карманы побольше, а не спасти дело. У нас в те годы совхоз возглавлял Александр Афанасьевич Семечев. Он принял единственно верное реше-
ние — продолжить работать коллективным хозяйством. И люди его поддержали. Народ не побежал в поисках лучшей доли, а сплотился, чтобы выжить, — вспоминает Юрий Николаевич.
«2000 год был не простым годом, а годом окончания двадцатого столетия. Мир вступил в двадцать первый век и третье тысячелетие. Коллектив совхоза — в 47-й год со дня образования — с активной жизненной позицией и оптимизмом смотрит в будущее», — этими строками заканчивается книга о кытмановских целинниках.
…Через два года предприятие отметит 65-летний юбилей. Возможно, среди членов коллектива найдется талантливый человек, который захочет продолжить летопись Николая Преснякова и расскажет о новых вехах в истории хозяйства.
— Конечно, есть некоторая ностальгия о былых годах. Но прошлого не вернуть — нужно двигаться дальше. Чтобы у людей была работа, достаток, чтобы их семьи ни в чем не нуждались. Чтобы село, построенное нашими отцами и дедами, продолжало жить. Ради этого и трудимся, — уверен директор.