Многие из них трудились на матчах сборной России, ключевых играх плей-офф и даже финале. Большинство вернулись в Барнаул лишь недавно, но были и те, кто прибыл домой уже после группового этапа. После завершения игр мундиаля в определенном городе волонтерам разрешалось оставаться в нем еще максимум два дня. Больше всего наших ребят сосредоточилось в Екатеринбурге — 15 человек. В основном это студенты и работающая молодежь. Главные требования: знание иностранного языка, опыт работы волонтером и базовое понимание специфики чемпионата мира. Средний возраст — 20-30 лет. Все наши волонтеры отметили высокий уровень организации турнира.
Роман Черноусов. В Екатеринбурге помогал в решении вопросов медицинского обслуживания и допинг-контроля. Работал на матчах Египет — Уругвай, Франция — Перу, Япония — Сенегал, Швеция — Мексика. Учится в АГМУ, окончил третий курс. В свободное время изучает английский язык, любит кататься на велосипеде, бегать, играть в футбол:
«Подал заявку и поэтапно проходил отбор. Сначала тестирование. Оценивались когнитивные способности: запоминание информации и ее быстрый анализ. Решали простые ситуационные задачи с целью продемонстрировать быстроту мышления и сообразительность. Были беседы по телефону и в скайпе. Потом анкеты анализировали, составлялся какой-то рейтинг. Нам не говорили, кто на каком месте.
В допинг-контроль брали только иностранцев. Местные волонтеры работали в медпунктах на стадионе. При обращении иностранного болельщика за медпомощью я должен был перевести его слова на русский. В то же время нужно было ассистировать врачу, помогать ему. Значит, нужны базовые медицинские знания. Если увидел, что человеку плохо, то прежде чем доставить его в медпункт, надо быстро оценить его состояние. В какое положение его поместить, элементарно знать, как правильно закинуть руку на плечо. В один момент я заметил, что официантке в ресторане стало плохо. Увидел ее со спины, как она начала шататься. Сообщил врачу, и ей сразу оказали медицинскую помощь.
В Екатеринбурге мы жили в новом общежитии с отличным ремонтом. Его построил Уральский федеральный университет, и волонтеры стали первыми, кто туда заселился. У меня получился скользящий график: девять смен. Из них четыре пришлись на время матчей. Поначалу в Екатеринбурге не ощущалась атмосфера чемпионата мира. Ближе к старту начали приезжать иностранцы, и все изменилось. Латиноамериканцы распевали свои песни на пешеходных улицах. По ходу матчей у меня было ощущение, что каждая команда, сыгравшая в городе, уже выиграла весь турнир. Такие они позитивные. На прощальной вечеринке местная группа исполнила песню, записанную специально для нас, волонтеров».
Елена Данилова. Руководила в Сочи командой волонтеров, работающих со зрителями на матчах Португалия — Испания, Перу — Австралия, Бельгия — Панама, Германия — Швеция, Аргентина — Португалия, Россия — Хорватия. Студентка факультета искусств и дизайна АлтГУ. Увлекается шитьем и творчеством, выступает на различных площадках Барнаула:
«Я была тим-лидером, руководила командой из 11 человек. Я инструктировала их, расставляла по позициям на матчах. Первая игра — очень интересное сражение Португалии и Испании. Наши ребята встречали каждого зрителя, пришедшего на матч, провожали на свои места. Старались поддерживать на играх дружескую атмосферу. На поле кипели страсти. В матче Россия — Хорватия весь стадион гудел. После игры наши футболисты были грустными и уставшими. Хорваты, наоборот, радовались проходу в полуфинал. Серию пенальти в четвертьфинале не смотрела. Не всем волонтерам выпала такая возможность. Но стадион прекрасно слышала. Наши забивают — гул на всю арену, промахнулись — тишина.
После окончания матча стало грустно, что все закончилось. Но мы искренне радовались, как «сделали» его, провели все на высшем уровне. Это была самая долгая смена. Эмоции просто непередаваемые. Будто кусочек жизни закончился. Болельщики тоже грустили, но мы старались их поддержать. Да, наши проиграли, но, с другой стороны, мы радовались чемпионату мира».
Артем Тарасов. В Санкт-Петербурге помогал работе СМИ на матчах, вел дневник волонтера на сайте «Алтайский спорт». Работал на матчах Марокко — Иран, Россия — Египет, Бразилия — Коста-Рика, Нигерия — Аргентина, Швеция — Швейцария, Франция — Бельгия, Бельгия — Англия. Окончил первый курс АлтГУ по специальности «журналистика». С трех лет занимается футболом, играет в КВН и участвует в различных музыкальных фестивалях. Спорторг факультета:
«В анкетах надо было указать приоритетное направление деятельности. Для меня это СМИ. В момент подачи заявки я учился в 10-м классе, но уже тогда хотел быть журналистом. Интересовался, как организована работа СМИ на чемпионате мира, как живут корреспонденты. Из городов тоже надо было указать приоритетные, и я отметил Санкт-Петербург. Он очень красивый, приятно, что в свободное время мы могли там погулять. Атмосфера — космическая. Сначала приехали болельщики Марокко и Ирана, на удивление они бодро поддерживали своих. Ну а про гостей из футбольных стран — Бразилии и Аргентины — и так все знают, как они умеют болеть.
На матче Россия — Египет я выносил большой египетский флаг на поле. Мне показалось, что на трибунах египтян больше, чем российских болельщиков. Думаю, чемпионат мира поднял и развил нашу культуру «боления». На этом матче работал в микст-зоне. Видел в метре от себя всех футболистов сборной России. Следил, чтобы телевизионные журналисты не сломали барьер между ними. И в этот момент мимо нас спокойно прошел Мохамед Салах, и никто не обратил на него никакого внимания. После матча за третье место нам разрешили выбежать на поле. Собрались все волонтеры. Мы пели и плясали. На поле ринулись веселиться и фотографироваться в тех местах, где только что были бронзовые медалисты».
Александра Горбунова. В Москве занималась решением вопросов медицинского обслуживания и допинг-контроля. Работала на матчах Россия — Саудовская Аравия, Аргентина — Исландия, Германия — Мексика, Бельгия — Тунис, Дания — Франция, Колумбия — Англия, Хорватия — Англия, Франция — Хорватия. Учится на третьем курсе АГМУ. В свободное время занимается творчеством и рукоделием:
«На чемпионате я работала в медицинском пункте. Была на церемонии открытия. Видела огромное число людей разных культур. Многие в национальных костюмах с необычными аксессуарами. Удивило, что после игр люди, обратившиеся к нам за медицинской помощью, еще раз заходили, благодарили и даже фотографировались с врачами. Обычно к медикам обращаются с другим настроением.
На первом матче к нам пришел болельщик Саудовской Аравии. Он пожаловался на головную боль. Пошутил, что голова заболела после первого гола России. Мне удалось побывать и на финале. Там были еще более тщательные досмотры, чем на любой другой игре. При возникновении хоть каких-то малейших подозрений сотрудники правопорядка сразу вмешивались и разрешали ситуацию.
После победы в финале французские болельщики долго не уходили со стадиона. Все они хором пели песни и кричалки. Долго танцевали. После матча пошел сильный дождь, но их это не останавливало. Они были на эмоциональном подъеме. Не думаю, что им это как-то помешало наслаждаться футболом и атмосферой».