Упрдор «Алтай»: хранить память о войне — дело каждого

Забыть нельзя

08.05.2018 в 13:58, просмотров: 179

По всей России — сотни тысяч памятников, посвященных Великой Отечественной. Некоторые расположены вдоль главных транспортных артерий — федеральных трасс. Ухаживать за ними стало традицией для дорожников. Управление федеральных дорог «Алтай» не остается в стороне.

Упрдор «Алтай»: хранить память о войне — дело каждого

Справка МК

Уважаемые ветераны!

Дорогие земляки!

Поздравляем с Днем Победы! Желаем всем нам никогда не забывать, какой ценой она ковалась, помнить о павших героях, сломанных судьбах и руинах, что остались после войны. О том, чего это стоило — стране и каждому. Низкий поклон ветеранам, спасибо за ваш подвиг. Всем нам — мирного неба!

Коллектив Управления федеральных дорог «Алтай»Федерального дорожного агентства.

Если хочешь изменить что-то, сделать лучше — начни с себя, уверен руководитель управления Ярослав Долинский. Нужно просто работать. Все сооружения, находящиеся в непосредственной близости к трассе, в так называемой полосе отвода, обязаны содержать дорожники. На территории «двух Алтаев» таких памятников нет, но есть те, что расположены неподалеку — и за них коллектив управления чувствует ответственность. Вдоль Чуйского тракта таких знаковых мест шестнадцать, четыре из них — в Алтайском крае.

Два памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположены в поселке Казачий и в селе Березовка, на мемориальных досках увековечены имена не вернувшихся с фронта сельчан. В Зудилово, установлен мемориальный комплекс воинам Первомайского района. Он был воздвигнут в 1995 году в честь 50-летия Победы. На стене памяти — полный список павших в боях первомайцев: из 8 795 человек домой не вернулись 3 882. В 1997-1998 годах установили дополнительные плиты с фамилиями воинов, погибших в войнах в Афганистане и Чечне.

Памятник «Алтай — Хатынь» находится Тальменском районе, он хорошо виден с Чуйского тракта, расположен примерно в пяти метрах от него. Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Белоруссии. Она была уничтожена 22 марта 1943 года карательным отрядом, — так немецкие военнослужащие отомстили за убийство нескольких своих бойцов. Жители деревни были сожжены заживо или расстреляны за то, что помогали партизанам. Погибло 149 человек. В 1970-е годы в Алтайском крае в рамках декады белорусской литературы был установлен временный мемориальный знак братания русского и белорусского народов. На торжественном митинге присутствовали поэты и писатели обеих сторон, в их числе — Роберт Рождественский. Его строки «Здесь породнилась земля Алтая с землею Хатыни, да будет бессмертным это братание — эта святыня» запечатлены на памятнике, открытом здесь позже, в 1975-м.

Мероприятия по благоустройству памятных мест проходят каждый год, в преддверии Дня Победы, в них участвуют представители подрядных организаций и сотрудники управления. Дорожники считают своим долгом внести вклад в дело сохранения памяти о земляках, павших на поле боя, о страшных страницах истории. Сам Чуйский тракт — тоже часть этих страниц.

23 июня 1941 года в Бийске начали формировать 71­-й дорожно-­эксплуатационный полк. В его состав вошли 84 работника дорожного управления автодороги «Чуйский военизированный тракт». В январе он был переформирован в 71­-й отдельный дорожно-эксплуатационный батальон и направлен на строительство автодороги по льду Ладожского озера — «Дороги жизни» к блокадному Ленинграду.

Тракт играл важную роль в снабжении фронта. МНР поставила Советскому Союзу 485 тысяч лошадей, в том числе 30 тысяч в качестве дара монгольских аратов. В помощь Красной армии соседи направили продуктов сельского хозяйства и материальных ценностей на сумму 65 млн тугриков.

На протяжении всей войны дорогу содержали в проезжем состоянии, многие работники были удостоены наград за работу в тылу. Сложным был труд ремонтеров, которые жили в избах вдоль тракта и следили за его состоянием: подсыпали гравий, отводили воду, зимой чистили снег. При этом реконструкция не прекращалась даже в военные годы: выпрямляли отдельные участки, улучшали проезжую часть, заменяли и ремонтировали мосты. Суровых условий не выдерживали животные, ломалась техника. А люди справлялись.

Путешествуя по современной трассе, любуясь пейзажами, представить все это сложно. Но мы можем пытаться, ради самих себя — чтобы война не повторилась. Можем хранить память.




Партнеры