Как управляющие компании перестраивают под новые требования?

Проверка на соответствие

Журналисты краевых СМИ проверили готовность жилищных организаций Барнаула к переходу на новые стандарты управления многоквартирными домами. Пресс-тур организовала Государственная жилищная инспекция Алтайского края. На повестке инспектирования — открытость и доступность управляющих компаний. 

Проверка на соответствие

Не освобождает от ответственности

Напомним, 15 апреля вступило в силу постановление правительства РФ, устанавливающее новые стандарты управления многоквартирными домами. В них прописаны обязательные требования к качеству обслуживания и набору обязательных услуг. Одно из главных — открытость и доступность жилищной организации. Соответствие этим критериям проверили в ходе рейда журналисты и специалисты Госжилинспекции. Нам предстояло выяснить, насколько информационно открыты УК, как они взаимодействуют с населением и оперативно ли реагируют на заявки жителей. 

Обязательное условие согласно стандартам — наличие информационных стендов в подъездах домов или на прилегающей территории. На них должны быть размещены подробные сведения об управляющей компании: наименование организации, номер лицензии, срок ее действия, адрес местонахождения, режим работы, часы приема, уведомления о предстоящих и уже проделанных работах. 

Первый адрес, по которому отправляемся, — дом на улице Анатолия. Старенькая деревянная двухэтажка 1910 года постройки находится в управлении УК «Трест». На баланс она была принята всего несколько месяцев назад, тем не менее этот факт, считает заместитель начальника отдела по жилищному надзору по Барнаулу Андрей Четвериков,  не освобождает руководство от обязанности информировать население. Правила одинаковы для всех. Однако ни в подъездах, ни на фасаде здания данных об управляющей компании мы не обнаружили.  И это, как отметила заместитель главного государственного жилищного инспектора в Алтайском крае Юлия Хорева, не единственное нарушение «Треста».  

— С января 2018 года обязательным условием для всех управляющий компаний является размещение информации на общероссийском сайте «ГИС ЖКХ». О данной организации она отсутствует. Это явное нарушение правил лицензирования и административное правонарушение. Причем ответственность несет именно физическое лицо, то есть руководитель. Штраф за данное правонарушение предусмотрен отнюдь не маленький, от 30 тысяч рублей, — пояснила Хорева. 

Мы дотошные, порой надоедливые

Второй объект, вошедший в список проверки, расположен на Брестской, 20. Стандартная пятиэтажка, построенная в 60-х годах прошлого столетия, обслуживается УК «Город». Увидев из окна делегацию с телекамерами, блокнотами и диктофонами, к нам вышла пожилая женщина. Как выяснилось, председатель совета дома Надежда Никифорова.

— Вы извините, у нас тут во дворе небольшой беспорядок: капитальный ремонт кровли идет. Но, как строители закончат, все уберем. Обычно у нас здесь чистота,  — беспокоится домуправ. 

Проходим по подъездам. Сотрудники Госжилинспекции внимательно изучает размещенную на стендах информацию. Нареканий нет. Следующий этап проверки —

оперативность работы аварийно-диспетчерской службы. Андрей Четвериков набирает указанный номер и сообщает о течи из радиатора в подъезде. На звонок ответили после двух гудков, выслушав проблему, диспетчер сообщила, что ремонтная бригада будет в течение пяти минут, что соответствует принятым стандартам. Несмотря на то, что вызов был отменен, аварийщики прибыли на место в обещанное время.

Конечно, журналисты — скептики, и у нас закралось сомнение, что к нашему визиту здесь готовились заранее, но слова Надежды Никифоровой, по всей видимости, всей душой болеющей за дом, в котором прожила не одно десятилетие, их немного рассеяли. 

— Дом у нас старый, проблемы, конечно, бывают. Поэтому «аварийку» вызывать периодически приходится. Не помню такого, чтобы они своевременно не отреагировали или что-то не сделали, — уверяет пенсионерка.

— Есть ли бахилы? Одеты ли сотрудники аварийной бригады по форме? Предъявляют ли удостоверение? Как организован прием граждан? — продолжают допытывать въедливые представители СМИ.

Отвечая на все вопросы утвердительно, Нина Никифорова добавляет:

— В доме в основном пожилые люди живут. Мы дотошные, порой надоедливые. Можем в любое время прийти, даже не в часы приема, если какой-то вопрос решить надо. Нас не гонят, всегда выслушают, помогут, — рассказывает она.

Узнав, что в одном из домов, находящихся в управлении «Города», работают журналисты, сюда приехал главный инженер УК Александр Буланков. Комментируя внедрение стандартов, отметил, что к переходу к новым правилам работы компания готова давно. Вопросов по внедрению почти не возникло.

— Единственный спорный момент — время, которое дается на устранение аварий. Бывают ситуации, когда не то что двух — пяти часов не хватит. Например, засоры, когда нужно разобрать участок канализации 12-15 метров, — отмечает он. 

Зачем бабушке компьютер?

Очередной пункт — новостройка на Партизанской. Ее обслуживает ООО «УК «Уют и Согласие». Нас встречает руководитель управляющей компании Елена Нагайцева. 

— Требования стандартов выполняем с 15 апреля: все звонки в аварийную службу записываются, есть автодозвон, все регистрируется в специальном журнале. Стенды в каждом подъезде установлены, они содержат максимально полную информацию. Отчет о работе за прошлый год раздали жителям на общем собрании. Так как мы работаем в двух районах Барнаула, в ближайшее время будем открывать представительство в Железнодорожном, на А. Петрова, — пояснила она.

— Скажутся ли нововведения на тарифах за текущее содержание жилья? — поинтересовались журналисты.

— Тариф устанавливается на общем собрании. Если собственники примут решение о его повышении, то увеличим. Нет — значит, он останется на прежнем уровне. Конечно, при втором варианте это отразиться на рентабельности компании, — пояснила Нагайцева.

По ее словам, переход на стандарты управления прошел гладко, без стрессов. Чего-то сверхъестественного или невозможного, поясняет она, законодатели не придумали. Конечно, пришлось понести дополнительные, не запланированные траты на оснащение аварийно-диспетчерских служб необходимым оборудованием.

— Любые законодательные изменения в сфере ЖКХ — это потрясение. Но то, что инициировано сейчас, — это переход на новый, качественный подход в управлении МКД. Сложности могут возникнуть у мелких «управляшек», в штате которых есть только директор, бухгалтер и сантехник. Таким компаниям, возможно, придется уйти с рынка либо перестраиваться под современные требования, — считает она.  

Апрельские новшества лишь часть из того, что запланировано правительством в плане преобразования жилищно-коммунального хозяйства. В 2019 году заработают еще часть стандартов, направленных на повышение качества услуг.

— Например, предполагается, что в каждом офисе УК должны быть установлены терминалы для оплаты коммунальных услуг и персональный компьютер, через который посетители смогут выйти на сайт «ГИС ЖКХ». Лично мне непонятны эти нововведения. Возможно, для европейской части страны они и актуальны, но не у нас. Например, в этой новостройке собственники создали чат, в котором общаются, обсуждают проблемы, принимают решения. Им некогда ходить по управляющим компаниям. Они либо звонят, либо связываются с нами через Интернет. Основные посетители — это пенсионеры. Они далеки от современных технологий. Зачем бабушке в офисе компьютер, если она пришла поговорить, рассказать о наболевшем, пожаловаться. Конечно, когда данную норму примут, будем вынуждены ее выполнить, — говорит руководитель УК «Уют и Согласие». 

Подстраиваться под новые требования придется всем управляющим компаниям. И хотя специалисты Госжилинспекции уверяют, что на первом этапе карательные меры применяться не будут, напоминают: за несоблюдение правил предусмотрены серьезные штрафы — до 300 тысяч рублей.

— Орган госжилнадзора может как выдать предписание, так и привлечь к административной ответственности. Если УК систематически не исполняет лицензионные требования, мы можем исключить дом из реестра. Если таких домов останется мало, то может решаться вопрос об аннулировании лицензии, — прокомментировала Юлия Хорева.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 2 мая 2018

Заголовок в газете: Проверка на соответствие

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру