Алтайским УК запретят злоупотреблять деньгами населения

Сантехник в бахилах, или Что изменится в сфере ЖКХ

Прямые договоры, стандарты для управляющих компаний и отмена нормативов стали главными темами брифинга прошедшего на днях в Государственной жилищной инспекции Алтайского края. На вопросы журналистов ответил руководитель ведомства Андрей Степанов.

Сантехник в бахилах, или Что изменится в сфере ЖКХ
Фото: Госжилинспекция Алтайского края

Без посредников

15 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон о прямых договорах. Отныне деньги за воду, свет, газ, тепло и вывоз мусора можно платить напрямую ресурсоснабжающим организациям (РСО), минуя управляющие компании. Основная цель законодательных нововведений — исключить злоупотребления со стороны УК, которые, собрав средства с жильцов, перечисляли их поставщикам не в полном объеме.

— В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед РСО. Несмотря на то, что многие собственники платят исправно, общий долг управляющих компаний страны составляет на 2018 год более триллиона рублей. В Алтайском крае по прошлому года эта сумма была ровна 2,5 млрд рублей. В некоторых регионах за последнее время произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства ими использовались не по целевому назначению, — пояснил Степанов.

Идея прямых договоров и исключение из схемы расчетов посредников не нова. Она несколько лет обсуждается на государственном уровне, а в некоторых регионах, в том числе в Алтайском крае, уже активно применяется. Так, еще до вступления в силу закона на такой формат работы с потребителями перешла Барнаульская горэлектросеть.

Сделать это можно двумя способами: по инициативе либо самих жильцов, либо ресурсоснабжающей организации. В первом случае собственникам многоквартирных домов необходимо провести общедомовое собрание, на котором будет принято коллегиальное решение и подписан протокол.  Копию документа нужно передать РСО, а оригинал на хранение в Госжилинспекцию.

Поставщики ресурсов могут и в одностороннем порядке перейти на прямые договоры в том случае, если УК имеет большую задолженность, накопившуюся более чем за два месяца. В данном случае организация обязана уведомить об этом как жилищную организацию, так и собственников МКД.

— Заинтересованность в переходе на новый формат работы в крае проявляют как управляющие компании, для которых это возможность снять с себя бремя ответственности за недобросовестных потребителей коммунальных услуг, чьи долги ложатся на УК, так и собственники, желая исключить риски, отказавшись от посредников при расчетах за ресурсы. Конечно, для этого потребуется определенное время, так как есть много нюансов, в которых нужно разобраться, как это было, когда мы вводили плату за общедомовые нужды, — отметил руководитель Госжилинспекции.

По оценкам Минстроя России, порядка 40-50% управляющих компаний могут быть исключены из числа посредников при проведении платы за коммунальные услуги уже в первый год действия закона.

Подвести под стандарты

Еще одно нововведение, которое  вступило в силу в апреле этого года, — это внедрение современных стандартов сервиса управления многоквартирными домами. В них прописаны обязательные требования к качеству обслуживания МКД и набору оказываемых услуг. Так, например, определены конкретные сроки реагирования на поступившую заявку и устранения проблемы. Аварийная служба должна ответить на звонок в течение 5 минут, а если телефон был занят больше 10 минут, перезвонить сама.  Засор в мусоропроводах или канализации устраняется от 30 минут до 2 часов, но не ранее 8 утра и не позднее 23 часов.

Вводятся определенные требования и к внешнему виду сотрудников «аварийки».  Приезжая на вызов, они должны иметь при себе  удостоверение, нашивку  с указанием фамилии, имени и отчества, а также одноразовые бахилы.  

Важное требование, прописанное в стандартах, — открытость и доступность УК. Сведения о себе она обязана размещать на вывесках у входа в офис. А если что-то изменилось, оперативно (в течение трех дней) их обновлять. Внутри на стендах должна быть полная информация о ценах, тарифах, нормативах, датах коммунальных платежей, а также всевозможные памятки и инструкции. Принимать граждан руководство жилищной организации обязано не реже одного раза в месяц.

Подробнейшие сведения о себе и уведомления о предстоящих работах управляющая компания должна также дублировать на досках объявлений во всех подъездах, с указанием адреса и телефонов УК, аварийных служб, номера и срока лицензии.

Андрей Степанов заверил, что к росту цен на обслуживание стандарты не приведут. Однако 30% недобросовестных управляющих компаний могут уйти с рынка, так как попросту не смогут соответствовать новым требованиям. За их несоблюдение предусмотрены достаточно суровые санкции: штраф до 300 тысяч рублей, а в случае систематических  нарушений лишение лицензии. Но в региональной госжилинспекции пока не настроены на жесткие репрессии и готовы дать время на адаптацию.

— Теоретически, сегодня можно любую управляющую компанию наказать за неисполнение данного постановления. Но мы не сторонники карательных мер. Наша задача не в том, чтобы линчевать УК, а в том, чтобы помочь им и гражданам должным образом выстроить работу. Понятно, что в одночасье перейти на новые стандарты все управляющие компании не смогут. Это то, к чему мы должны стремиться, — пояснил Степанов.

Тем не менее Госжилинспекция обязана отреагировать на жалобы граждан на некачественное выполнение услуг.  На первом этапе будет выдаваться предписание на устранение нарушений в работе. Если компания не отреагирует, тогда к ней будут применены соответствующие меры: от штрафа до лишения лицензии на управление домами.

Выйти из нулей

Еще один актуальный вопрос, который руководитель ведомства обсудил с журналистами, касался нормативов на индивидуальное потребление холодной и горячей воды, которые, напомним, были отменены решением Верховного суда Российской Федерации,  оставившего в силе ранее вынесенный вердикт краевой судебной инстанции. Представители СМИ поинтересовались, как будут рассчитываться собственники квартир, не оборудованных приборами учета водоснабжения, в период, пока не будут приняты  новые нормативы.

— Наша позиция такова: если ресурс потреблен, он должен быть оплачен согласно тем расчетам, которые будут в квитанциях. Если собственник не согласен с выставленной суммой, он может обратиться в контролирующие органы для того, чтобы они разобрались в ситуации. Будем действовать последовательно и рассчитывать на сознательность граждан, — разъяснил позицию жилинспекции  Степанов.

Также он уточнил, что, согласно договоренностям с управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, новые нормативы будут установлены в ближайшее время, возможно уже в апреле. 

Досье МК:

Из официального ответа управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов:

«В настоящее время управление завершило расчеты и разработало проект решения «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Алтайского края». Он размещен на официальном сайте ведомства www/altaitarif22/ru  в разделе «Краутсоринг. Обсуждение проектов нормативных актов». В настоящее время рассматривается вопрос его доработки и принятия».

Фото: Госжилинспекция Алтайского края

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру